Приложение МААМ

Проект «Организация речевого развития связной речи детей дошкольного возраста посредством технологии мнемотехники»

Муженникова Светлана Александровна
Проект «Организация речевого развития связной речи детей дошкольного возраста посредством технологии мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор проекта : Муженникова Светлана Александровна. Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №14».

Место реализации проекта : МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №14».

Тема проекта : Организация речевого развития связной речи детей дошкольного возраста через технологию мнемотехники.

Классификация проекта : групповой

Целевая установка: интегративный

Публикация «Проект „Организация речевого развития связной речи детей дошкольного возраста посредством технологии мнемотехники“» размещена в разделах

Сроки проекта : 3года

Актуальность исследования проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста определяется современными тенденциями развивающей педагогики в области развития у детей социально-коммуникативных качеств.

Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. М. Леушина, Д. Б. Эльконин и др., которые считали, что овладение ребенком связной речью представляет важный этап речевого развития и изначально носит социальную направленность. По мнению исследователей, необходимыми условиями развития связной речи является организация общения детей в процессе овладения разными видами детской деятельности. Играя, общаясь, дети не только учатся правильно говорить, уточняют значение многих слов, пополняют свой словарь, но и начинают понимать значение речи как средства взаимодействия друг с другом. Одной из развивающих технологий, способствующих активному развитию связной речи, является мнемотехника, которая рассматривается в психологии как приемы запоминания (Л. А. Венгер, В. П. Глухов, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткаченко и др.). В основе мнемотехники лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в речевой деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это определяет возможность успешного использования мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста и обусловливает выбор темы обобщенного опыта развивающей работы с детьми.

Цель – использование приемов мнемотехники как средства развития связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Создать развивающую предметно пространственную среду стимулирующую развитие связной речи детей.

2. Разработать картотеку дидактических игр, совместной деятельности по развитию у детей дошкольного возраста действий замещения.

3. Проводить индивидуально-ориентированную работу с детьми по развитию связной речи посредством мнемотехники на основе результатов диагностики.

4. Посредством внедрения мнемотехники способствовать двигательному, познавательному, художественно-творческому, речевому развитию детей : развитию у них активности, любознательности, эмоциональной отзывчивости, обеспечивающих проявление интереса ребенка к общению и взаимодействию с окружающими.

5. Повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме развития связной речи детей.

Условиями успешного сотрудничества детского сада и семьи по развитию связной речи детей посредством мнемотехники являются : 1) активная, творческая личность педагога, который: а) имеет специальное педагогическое образование, б) вооружен научными знаниями, опытом работы, делится ими на педагогических советах, в) заинтересован в совместной деятельности с родителями на успешную реализацию образовательных задач в познавательном развитии детей;

2) повышение педагогической и психологической компетенции родителей по проблемам развития речи детей посредством мнемотехники в процессе бесед, консультаций, семинаров, открытых просмотров занятий,

3) организация совместной деятельности с родителями по развитию связной речи детей в условиях предметно-развивающей среды в ДОУ и семье.

Родители должны знать, что в дошкольном возрасте у детей высока потребность в общении с взрослыми; потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребенка; активно развиваться фантазирование. Также в дошкольном детстве развивается наглядно-образное мышление, умения работать со схемами, условными обозначениями. Использование взрослыми этих возможностей ребенка, как в детском саду, так и в семье, может успешно способствовать развитию связной речи посредством мнемотехники.

Содержание и методы работы с детьми. Начиная с раннего возраста в процессе организации игровой, познавательной деятельности детей, общения с ними, я побуждаю их вступать в диалог, отвечать на вопросы, обращаться к сверстникам с инициативной речью. При ознакомлении детей с предметным окружением, выделяю их сенсорные качества, этапы обследовательских действий, разные приемы замещения предметов в игровых ситуациях. Работа по развитию связной речи осуществляла последовательно: - в младшем дошкольном возрасте детей учу развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов; - в средней группе дети побуждаю самостоятельно составлять рассказ, например, о том, что они видели, что с ними произошло, или пересказывать сказку, короткий рассказ. Для этого использую разнообразные приемы: рассказывание по вопросам, рассказывание по образцу. Обучение связной речи в младшем и среднем дошкольном возрасте служит подготовительным этапом к развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления самостоятельных рассказов из опыта, по картине, при пересказе литературного произведения. Основная работа с детьми ведется в индивидуальном плане: с каждым ребенком составляются рассказы о предметах, сюжетных картинках (по плану и образцу). Побуждаю детей к составлению творческих рассказов. Овладение приемами мнемотехники значительно сокращает время обучения составлению рассказа и пересказу. При пересказе дети часто ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Для преодоления этих проблем использую мнемотаблицы : - при воспроизведении рассказа составленного по демонстрируемым действиям; - при составлении описательного рассказа; - при составление рассказа по сюжетной картинке. В мнемотаблице используется символы - рисунки, обозначающие различные признаки предмета явления или процесса. Например: Символы, описание символов) Дети называют предмет или объект цвет Дети рассказывают о цвете предмета Дошкольник объясняет : для чего объект нужен человеку, каким образом о нем заботится или как человек его использует Контур деталей предмета, обозначаются детали предмета, и ребенок перечисляет из каких частей состоит предмет Силуэт предмета со знаком вопроса внутри. Дети называют материал. Из которого предмет сделан, и его составные части рука Ребенок рассказывает; какие действия совершают с этим предметом. Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов, условных обозначений. Мнемотаблицы значительно облегчают детям запоминание слов, служат своеобразным планом пересказа. Таким образом, использование графического моделирования, мнемотаблиц замещает план и является алгоритмом рассказа, пересказа. Их успешное использование в развитии связной речи детей становится возможным в силу преобладания в дошкольном возрасте наглядно-образной памяти и непроизвольного запоминания: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту, основанные на зрительных впечатлениях.

Формы работы с детьми. Традиционные формы включаю организацию системы дидактических игр, игровых занятий по развитию связной речи детей посредством мнемотехники. Нетрадиционные формы работы включают: индивидуальную работу с детьми, Проект «В гостях у сказки». В своей работе я использую разнообразные средства: - наглядные, которые включают содержание развивающую предметно-пространственную среды, дидактические игры для индивидуальной работы с детьми, методический материал для папок-передвижек по проблемам развития связной речи детей в процессе игр, общения, наблюдений, чтения художественной литературы, художественно-продуктивной деятельности в детском саду и дома; - организационные : разработка планов работы с детьми и родителями по созданию условий, способствующих развитию связной речи детей; - технические : магнитофон для аудиозаписей фрагментов бесед с детьми, фотоаппарат для фиксации отдельных игровых моментов. Материально-техническое обеспечение включает: • Дидактические игры на разнообразные темы (времена года, фрукты, овощи, животные, птицы и др.). • Мнемотаблицы для пересказов, составления творческих рассказов. • Предметные и сюжетные картинки. • Демонстрационный и раздаточный материал. • Разнообразная литература (стихи, потешки, пословицы, поговорки, сказки, загадки). • Игрушки, игры (мозаика, пазлы, кубики, конструкторы и др.). • Предметы для театрализованной деятельности (разные театры, ширма, фигурки животных, сказочных персонажей) • Пальчиковые игры, упражнения. • Инструменты и материалы для НОД и художественно-продуктивной деятельности детей.

Результат. Эффективность работы по развитию связной речи детей посредством мнемотехники оценивается показателями диагностики детей, которые проводятся в начале и конце каждого учебного года. Сравним показатели развития связной речи детей по итогам работы в течение последних 3-х лет: в средней, старшей и подготовительной к школе группах (диаграмма). Показатели развития связной речи детей 0% 10% 20% 30% 40% 50% 2019-2020 2020-2021 2021-2022 Высокий уровень. Средний уровень. Низкий уровень. Как показывают результаты работы, в процессе использования приемов мнемотехники в развитии связной речи детей у них значительно повышается интерес не только к общению и взаимодействию, но и к познавательной, художественно-творческой деятельности, действиям замещения. В этом большую помощь оказывает обогащение предметно-игровой среды групп, которое осуществляется с помощью родителей. Развивающая предметно пространственная среда в группе и в семье играет большую роль в развитии разных видов деятельности детей, обогащает их новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активному коммуникативному взаимодействию, способствует развитию связной речи.

Перспектива в работе: расширение круга пособий по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей.

Список литературы:

1. Венгер Л. А. Обучение творческому рассказыванию старших дошкольников. //Программа «Развитие». – М. : Дельта, 2008. – 286 с. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Высшая школа, 2004. – 336 с.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М. : Просвещение, 2006. – 170 с.

4. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память : Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. - СПб. : Нева, 2009. – 96 с.

5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 2006.- 316 с.

6. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М. : Прометей, 2011. - 212 с.

7. Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей / Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. – С. 36-44.

8. Никашин А. И., Страунинг А. М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитие фантазии. -Ростов на Дону: Аспект Триз, 2009. -32 с.

9. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М. : Просвещение, 2006. - 160 с.

10. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи/ Логопед. – 2012. - № 4. – С. 45-48.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Организация речевого развития связной речи детей дошкольного возраста посредством технологии мнемотехники»
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 11:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Организация речевого развития связной речи детей дошкольного возраста посредством технологии мнемотехники»» (включая файлы) размещена пользователем Муженникова Светлана Александровна (УИ 2106454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД