Муженникова Светлана Александровна
Проект «Организация речевого развития связной речи детей дошкольного возраста посредством технологии мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Муженникова Светлана Александровна. Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №14».
Место реализации проекта : МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №14».
Тема проекта : Организация речевого развития связной речи детей дошкольного возраста через технологию мнемотехники.
Классификация проекта : групповой
Целевая установка: интегративный
Публикация «Проект „Организация речевого развития связной речи детей дошкольного возраста посредством технологии мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Сроки проекта : 3года
Актуальность исследования проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста определяется современными тенденциями развивающей педагогики в области развития у детей социально-коммуникативных качеств.
Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. М. Леушина, Д. Б. Эльконин и др., которые считали, что овладение ребенком связной речью представляет важный этап речевого развития и изначально носит социальную направленность. По мнению исследователей, необходимыми условиями развития связной речи является организация общения детей в процессе овладения разными видами детской деятельности. Играя, общаясь, дети не только учатся правильно говорить, уточняют значение многих слов, пополняют свой словарь, но и начинают понимать значение речи как средства взаимодействия друг с другом. Одной из развивающих технологий, способствующих активному развитию связной речи, является мнемотехника, которая рассматривается в психологии как приемы запоминания (Л. А. Венгер, В. П. Глухов, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткаченко и др.). В основе мнемотехники лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в речевой деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это определяет возможность успешного использования мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста и обусловливает выбор темы обобщенного опыта развивающей работы с детьми.
Цель – использование приемов мнемотехники как средства развития связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Создать развивающую предметно пространственную среду стимулирующую развитие связной речи детей.
2. Разработать картотеку дидактических игр, совместной деятельности по развитию у детей дошкольного возраста действий замещения.
3. Проводить индивидуально-ориентированную работу с детьми по развитию связной речи посредством мнемотехники на основе результатов диагностики.
4. Посредством внедрения мнемотехники способствовать двигательному, познавательному, художественно-творческому, речевому развитию детей : развитию у них активности, любознательности, эмоциональной отзывчивости, обеспечивающих проявление интереса ребенка к общению и взаимодействию с окружающими.
5. Повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме развития связной речи детей.
Условиями успешного сотрудничества детского сада и семьи по развитию связной речи детей посредством мнемотехники являются : 1) активная, творческая личность педагога, который: а) имеет специальное педагогическое образование, б) вооружен научными знаниями, опытом работы, делится ими на педагогических советах, в) заинтересован в совместной деятельности с родителями на успешную реализацию образовательных задач в познавательном развитии детей;
2) повышение педагогической и психологической компетенции родителей по проблемам развития речи детей посредством мнемотехники в процессе бесед, консультаций, семинаров, открытых просмотров занятий,
3) организация совместной деятельности с родителями по развитию связной речи детей в условиях предметно-развивающей среды в ДОУ и семье.
Родители должны знать, что в дошкольном возрасте у детей высока потребность в общении с взрослыми; потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребенка; активно развиваться фантазирование. Также в дошкольном детстве развивается наглядно-образное мышление, умения работать со схемами, условными обозначениями. Использование взрослыми этих возможностей ребенка, как в детском саду, так и в семье, может успешно способствовать развитию связной речи посредством мнемотехники.
Содержание и методы работы с детьми. Начиная с раннего возраста в процессе организации игровой, познавательной деятельности детей, общения с ними, я побуждаю их вступать в диалог, отвечать на вопросы, обращаться к сверстникам с инициативной речью. При ознакомлении детей с предметным окружением, выделяю их сенсорные качества, этапы обследовательских действий, разные приемы замещения предметов в игровых ситуациях. Работа по развитию связной речи осуществляла последовательно: - в младшем дошкольном возрасте детей учу развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов; - в средней группе дети побуждаю самостоятельно составлять рассказ, например, о том, что они видели, что с ними произошло, или пересказывать сказку, короткий рассказ. Для этого использую разнообразные приемы: рассказывание по вопросам, рассказывание по образцу. Обучение связной речи в младшем и среднем дошкольном возрасте служит подготовительным этапом к развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления самостоятельных рассказов из опыта, по картине, при пересказе литературного произведения. Основная работа с детьми ведется в индивидуальном плане: с каждым ребенком составляются рассказы о предметах, сюжетных картинках (по плану и образцу). Побуждаю детей к составлению творческих рассказов. Овладение приемами мнемотехники значительно сокращает время обучения составлению рассказа и пересказу. При пересказе дети часто ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Для преодоления этих проблем использую мнемотаблицы : - при воспроизведении рассказа составленного по демонстрируемым действиям; - при составлении описательного рассказа; - при составление рассказа по сюжетной картинке. В мнемотаблице используется символы - рисунки, обозначающие различные признаки предмета явления или процесса. Например: Символы, описание символов) Дети называют предмет или объект цвет Дети рассказывают о цвете предмета Дошкольник объясняет : для чего объект нужен человеку, каким образом о нем заботится или как человек его использует Контур деталей предмета, обозначаются детали предмета, и ребенок перечисляет из каких частей состоит предмет Силуэт предмета со знаком вопроса внутри. Дети называют материал. Из которого предмет сделан, и его составные части рука Ребенок рассказывает; какие действия совершают с этим предметом. Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов, условных обозначений. Мнемотаблицы значительно облегчают детям запоминание слов, служат своеобразным планом пересказа. Таким образом, использование графического моделирования, мнемотаблиц замещает план и является алгоритмом рассказа, пересказа. Их успешное использование в развитии связной речи детей становится возможным в силу преобладания в дошкольном возрасте наглядно-образной памяти и непроизвольного запоминания: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту, основанные на зрительных впечатлениях.
Формы работы с детьми. Традиционные формы включаю организацию системы дидактических игр, игровых занятий по развитию связной речи детей посредством мнемотехники. Нетрадиционные формы работы включают: индивидуальную работу с детьми, Проект «В гостях у сказки». В своей работе я использую разнообразные средства: - наглядные, которые включают содержание развивающую предметно-пространственную среды, дидактические игры для индивидуальной работы с детьми, методический материал для папок-передвижек по проблемам развития связной речи детей в процессе игр, общения, наблюдений, чтения художественной литературы, художественно-продуктивной деятельности в детском саду и дома; - организационные : разработка планов работы с детьми и родителями по созданию условий, способствующих развитию связной речи детей; - технические : магнитофон для аудиозаписей фрагментов бесед с детьми, фотоаппарат для фиксации отдельных игровых моментов. Материально-техническое обеспечение включает: • Дидактические игры на разнообразные темы (времена года, фрукты, овощи, животные, птицы и др.). • Мнемотаблицы для пересказов, составления творческих рассказов. • Предметные и сюжетные картинки. • Демонстрационный и раздаточный материал. • Разнообразная литература (стихи, потешки, пословицы, поговорки, сказки, загадки). • Игрушки, игры (мозаика, пазлы, кубики, конструкторы и др.). • Предметы для театрализованной деятельности (разные театры, ширма, фигурки животных, сказочных персонажей) • Пальчиковые игры, упражнения. • Инструменты и материалы для НОД и художественно-продуктивной деятельности детей.
Результат. Эффективность работы по развитию связной речи детей посредством мнемотехники оценивается показателями диагностики детей, которые проводятся в начале и конце каждого учебного года. Сравним показатели развития связной речи детей по итогам работы в течение последних 3-х лет: в средней, старшей и подготовительной к школе группах (диаграмма). Показатели развития связной речи детей 0% 10% 20% 30% 40% 50% 2019-2020 2020-2021 2021-2022 Высокий уровень. Средний уровень. Низкий уровень. Как показывают результаты работы, в процессе использования приемов мнемотехники в развитии связной речи детей у них значительно повышается интерес не только к общению и взаимодействию, но и к познавательной, художественно-творческой деятельности, действиям замещения. В этом большую помощь оказывает обогащение предметно-игровой среды групп, которое осуществляется с помощью родителей. Развивающая предметно пространственная среда в группе и в семье играет большую роль в развитии разных видов деятельности детей, обогащает их новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активному коммуникативному взаимодействию, способствует развитию связной речи.
Перспектива в работе: расширение круга пособий по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей.
Список литературы:
1. Венгер Л. А. Обучение творческому рассказыванию старших дошкольников. //Программа «Развитие». – М. : Дельта, 2008. – 286 с. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Высшая школа, 2004. – 336 с.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М. : Просвещение, 2006. – 170 с.
4. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память : Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. - СПб. : Нева, 2009. – 96 с.
5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 2006.- 316 с.
6. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М. : Прометей, 2011. - 212 с.
7. Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей / Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. – С. 36-44.
8. Никашин А. И., Страунинг А. М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитие фантазии. -Ростов на Дону: Аспект Триз, 2009. -32 с.
9. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М. : Просвещение, 2006. - 160 с.
10. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи/ Логопед. – 2012. - № 4. – С. 45-48.