Марина Шелушинина
Организация речевого развития дошкольников подготовительной группы
Шелушинина Марина Петровна,
воспитатель,
Шишленко Ольга Владимировна,
воспитатель,
МАДОУ детский сад №78,
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, воспитатели подготовительной группы должны
Публикация «Организация речевого развития дошкольников подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
уделить должное внимание подготовке детей к обучению в школе. Поэтому немало важное значение в обучении детей должно уделяться: развитию речевой среды ребенка, формированию богатого словарного запаса, приобретению навыков связно выражать свои мысли, правильному умению произносить звуки и обучению основам культурного общения.
Кроме того, необходимо развивать фонетический слух, монологическую и диалогическую речь, приобретать навыки работы с книгой, формировать понимание на слух текстов детской литературы.
Развитию речи детей способствует как непосредственное общение ребенка с педагогом и сверстниками во время трудовой и бытовой, познавательно-исследовательской и игровой деятельности, так и проведение специальных занятий.
Во время речевых занятий педагог должен акцентировать свое внимание на то, чтобы у ребенка не только формировалось развитие речи в общении, но и приходило понимание, что речь является средством познания окружающего мира, способом регулирования своего поведения.
К шестилетнему возрасту дети уже имеют определенное представление об
окружающем их мире. Задачей взрослых в этот период является развитие и упорядочивание уже имеющейся и новой информации о нем. Формирование взрослыми познавательного интереса у ребенка, в свою очередь, будет развивать и речь дошкольника.
В силу различных обстоятельств, словарный запас детей одного возраста может значительно отличаться, поэтому задача педагога – способствовать развитию правильной речи, предупреждать и исправлять различные ее нарушения и отклонения от норм русского языка.
Чтобы процесс получения знаний у ребенка проходил результативно, необходимо преподносить новую информацию в игровой форме. Для этого используются наглядные, словесные и практические методы обучения.
Например, во время прогулок с детьми можно концентрировать их внимание на рассматривании и словесном описании растительного и животного мира, различных природных явлений, игрушек, тех или иных действий и поступков сверстников.
Во время образовательного процесса, кроме чтения и пересказывания художественных произведений, заучивания стихов, необходимо проводить беседу по их содержанию, учить детей самостоятельно составлять рассказ по заданному педагогом сюжету, рассуждать, анализировать, отстаивать свое мнение и убедительно его доказывать. Следует как можно чаще привлекать детей к участию в театральных инсценировках, хороводных играх, драматизациях.
На занятиях по развитию речи можно применять упражнения по произношению определенных звуковых групп : звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Например, игра «Поймай звук». Во время этой игры ребенку дается задание хлопнуть в ладоши в тот момент, когда он услышит определенный звук в звуковом потоке. Такое упражнение будет учить ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их, выполнять звуковой анализ слова. Все это будет залогом грамотного письма в дальнейшем.
Для знакомства с такими понятиями, как ритм, интонация, темп речи, можно
использовать игру «Расскажи сказку». Во время этой игры ребенок должен интонацией голоса передать особенности характера того или иного его героя.
Для обогащения словарного запаса ребенка нужно научить его использовать в своей речи антонимы, синонимы, многозначные слова. Для этого можно применить игру «Скажи по-другому», «Как сказать наоборот».
В этом возрасте ребенок должен быть обучен грамотно употреблять в своей
речи «трудные глаголы». Например: надеть, одеть, раздеть, снять. Детей нужно упражнять в словообразовании. Ребятам очень нравятся такие игры, как «Назови детеныша животного», «Придумай, как сказать ласково».
Огромное богатство, которым владеет человек, это речь. Поэтому наша задача – не растерять ее, а приумножить и обогатить. Педагог является образцом для детей, поэтому в общении с детьми он должен быть доброжелательным, говорить спокойным тоном, следить за тем, чтобы его речь была внятной и четкой. Необходимо быть чутким к ребенку, внимательно его слушать, предоставлять ему свободу в выражении своих мыслей, эмоций.
Только в таком случае ребенок накопит необходимый словарный запас, чтобы в дальнейшем без проблем вступить в новый жизненный этап, пойти в школу.
Список литературы:
1. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 110 – 112.
2. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 240 с