Галина Коденцова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе детского сада
▼ Скачать +Заказ
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования актуально встает вопрос организации предметно-развивающей среды.
Организация развивающей среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, при этом должны учитываться склонности и интересы каждого малыша.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе детского сада» размещена в разделах
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек.
Воспитанники первой младшей группы активно познают окружающий мир. И мы постарались сделать окружение для детей ярким, необычным, интересным, эмоционально привлекательным, активным, мобильным.
Каждое утро мы встречаем детей в раздевальной комнате. Здесь мы оформили информационный центр для родителей.
В нем мы разместили визитную карточку нашей группы, оформили папки - передвижки с рекомендациями по сохранению и укреплению здоровья детей в осенний период времени, с советами о том, как легче детям адаптироваться в детском саду.
На каждом шкафчике прикрепили прозрачные «карманы» для творческих работ маленьких творцов.
Важной потребностью малышей первой младшей группы является движение. С целью развития двигательной активности малышей мы оформили центр «Олимпийские резервы».
Здесь представлены «дорожки здоровья», массажные коврики, мячи для метания,атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки. Предметное наполнение уголка используем в подвижных играх, индивидуальной и свободной деятельности.
В центре «Самоделкин» собраны игрушки: машины – самосвалы, грузовики легковые автомобили, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера и основных цветов для сооружения построек.
Мы оформили центр «Развивай-ка». Здесь представлены природные материалы, материалы для элементарной опытнической деятельности. В этот центр мы включили музыкальный уголок и уголок ИЗО-деятельности.
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть мелки, наборы карандашей, пластилин, бумага для рисования. Это позволяет развивать у детей интерес к творчеству.
Здесь же мы оформили музыкальный углок. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.
Для знакомства малышей с различными видами театра оформили центр «Театр юного зрителя». В уголке есть пальчиковый, кукольный, настольный театр, маски для игр-драматизаций. Дети с удовольствием смотрят и участвуют в наших (пока еще совсем маленьких) представлениях.
В группе оформлен центр «Юный интеллектуал», в нем представлен книжный уголок и уголок сенсорно-моторного развития и дидактической игры.
Важной задачей развития детей данного возраста является развитие речи. Для реализации этой цели оформлена книжная витрина. Мои малыши любят, когда мы читаем сказки и рассматриваем картинки, поэтому здесь много книг по программе в соответствии с возрастом.
Для развития мелкой моторики создан уголок сенсорно-моторного развития, который направлен на развитие речи, мелкой моторики, воображения. Матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры- наиболее привлекательны детям данного возраста.
Основным видом деятельности наших малышей является игровая деятельность. Центр сюжетно-ролевой игры создает условия для творческой деятельности детей, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Все игрушки и атрибуты размещены так, чтобы дети смогли свободно ими играть, а потом убирать на место.
Уголок природы расположен у окна. Здесь мы расположили картинки с изображением частей суток и времен года, а также картинки-капельки изображающие состояние погоды.
В нашей группе оформлен центр образовательной деятельности. Здесь нас встречает приветливый Незнайка. Для малышей оформлено пособие для зрительной гимнастики.
А «Разноцветные вертолетики» вместе с малышами делают дыхательную гимнастику.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Думаю, что мы смогли сделать предметно-развивающую среду нашей группы насыщенной, увлекательной, содержательной и направленной на разностороннее развитие каждого ребенка.
Список используемой литературы
1. Доронина Т. Н., Короткова Н. А. Материалы и оборудования для детского сада. М. : Элти-Кудиц, 2003г
2. Комарова О. А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
3. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007
4. Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб, Приложения.
5. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с приказом МО от 20 июля 2011г. № 2151. //Дошкольное воспитание. -2012.- №2