Ольга Кутаева
Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель I квалификационной категории Ольга Александровна Голубкова
1ый слайд:
Сегодня вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды особенно актуален в связи с введением с 1 января 2014 года ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, доступной и безопасной.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе мы старались учесть все вышеперечисленные требования.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2ой слайд:
Знакомство с развивающей предметно-пространственной средой первой младшей группы хочется начать с представления центра двигательной активности детей - с физкультурного уголка.
В него входят:
карусель (в виде обруча с прикрепленными лентами четырех основных цветов, где область физического развития (подвижные и малоподвижные хороводные игры) интегрирует с познавательным развитием (уточнение и закрепление знаний детьми основных цветов, речевым развитием (совместное проговаривание слов подвижных и малоподвижных хороводных игр, художественно-эстетическим развитием (организация подвижных и малоподвижных хороводных игр с музыкальным сопровождением, а также социально-коммуникативным развитием (дети играют рядом друг с другом);
шведская стенка для лазания и мат;
резиновые, пластмассовые и мягкие тканевые мячи разного диаметра и веса для катания и метания;
пупырчатые массажные мячи;
гимнастическая палка, гимнастическая скакалка, гимнастический канат для общеразвивающих упражнений;
набор обручей основных цветов;
набор разноцветных кеглей;
коврики массажные со следочками, мешочки с песком, мишени для метания как нетрадиционное оборудование.
картотека комплексов утренней гимнастики;
картотека подвижных игр.
Далее у нас расположена горка, которая также способствует физическому развитию детей и помогает реализовать их потребность в двигательной активности. Здесь дети катаются рядом друг с другом, значит у нас область физическое развитие интегрирует с социально-коммуникативным развитием и речевым развитием. Также дети играют здесь с мячами: скати мяч с горки и догони его, прокати мяч с горки.
3ий слайд:
Далее у нас расположен уголок уединения, представленные в виде балдахина с внесенным внутрь мягким пуфиком. Здесь у нас дети уединяются. В уголок уединения мы внесли игрушки-веселушки. Мягкие, теплые, игрушки - веселушки ребенок может погладить, пожалеть, поговорить с игрушкой и даже доверить ей свою проблему. Каждая из игрушек набита крупой, что способствует развитию мелкой моторики ребенка. Более того, мы используем эти игрушки - веселушки при организации непосредственно-образовательной деятельности, как сюрпризный момент, также дети совершают с игрушками различные игровые действия совместно с воспитателем или самостоятельно. Здесь область социально-коммуникативного развития интегрирует с областями познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.
4ый слайд:
Далее мы видим центр игровой активности: сюжетно-ролевую игру "Дом" - представленный в виде кухонного уголка (плита, мойка, стиральная машина, стола, мягких стульев, кровати-качалки, набора посуды, набора продуктов, постельного набора в том числе и набора постельного белья. Здесь дети совершают различные игровые действия: укладывают кукол спать, будят их, одевают, раздевают, заправляют кровать, качают кукол, поют им колыбельные, рассказывают знакомые уже сказки, потешки и стихи, готовят куклам еду, варят кашу, суп, компот, кормят кукол, моют посуду, накрывают на стол, режут фрукты, овощи, хлеб, другие продукты, собирают кукол на прогулку, катают в коляске, приглашают гостей к куклам и сами ходят в гости, при необходимости лечат кукол и друг другу, используя атрибуты сюжетно-ролевой игры "Больница".
Здесь область социально-коммуникативного развития (так как дети играют рядом, играют вместе) интегрирует с областями познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.
5ый слайд:
Далее у нас расположен центр конструктивной деятельности детей, представленный различными видами напольного и настольного конструктора, атрибутами для сюжетно-ролевой игры "Гараж" (кубиками, машинами). Также здесь мы можем увидеть набор мягких трансформируемых модулей "Паровоз". Дети по желанию могут трансформировать вагончики паровоза в мягкие стулья для сюжетно-ролевый игры "Дом", в гараж для сюжетно-ролевой игры "Гараж", построить из модулей башню.
Здесь область социально-коммуникативного развития (так как дети играют рядом, играют вместе) интегрирует с областями познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.
6ой слайд:
Далее мы видим центр речевого развития детей, где проходит одноименная область развития детей: речевое развитие. Центр подразделен на: центр театра, музыкальный центр, речевой центр, центр книги, центр изобразительной деятельности.
Центр театра представлен в виде ширмы и различными видами театра: фигурный, настольный, пальчиковый.
Музыкальный центр представлен различными видами музыкальных инструментов.
Речевой центр представлен набором предметных картинок "Домашние животные", "Дикие животные", "Одежда", "Посуда", "Мебель", "Транспорт", "Овощи", "Фрукты", картотекой пальчиковой гимнастики, играми на развитие речевого дыхания (зимний мобиль, так как согласно тематического планированию на данный момент тема недели: Зима; накорми животных; султанчики). Речевой центр тесно взаимосвязан с центром книги, представленным набором книг с красочными иллюстрациями, сюжетными картинками. Еженедельно мы вносим в центр книги по теме недели. Центр книги тесно взаимосвязан с центром изобразительной деятельности, представленным в виде набора карандашей четырех основных цветов и листочками (для свободного доступа детей, гуашью, акварелью, пластилином, досками для лепки, инструментами для нетрадиционного рисования, печатками (для совместной деятельности воспитателя с детьми).
Здесь область речевого развития интегрирует с областями социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического и физического развития детей.
7ой слайд:
Далее расположен центр познавательной активности детей, представленный различными настольными дидактическими печатными играми, играми-вкладышами, играми-вставышами, пазлами, кубиками, играми на развитие мелкой моторики рук, шнуровками, играми, сделанными своими руками.
Здесь область познавательное развитие интегрирует с областями социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.
8ой слайд:
Познавательное развитие является ведущей образовательной областью и в центре вода-песок. Мы видим здесь стол с двумя емкостями: и если наполнение первой емкости остается неизменным - это всегда вода, то вторую емкость в зависимости от образовательной ситуации мы наполняем песком, различными крупами от мелких до крупных, фасолью, яйцами из киндер-сюрпризов, крышками от бутылок (как, например, в данный момент). Также здесь представлены различным инструменты: совочки, грабли, ведерки, формочки, сита - для игр-экспериментов с песком и водой.
Здесь область познавательное развитие интегрирует с областями социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.
9ый слайд:
Далее представлен природный уголок. В природном уголке расположились растения как с мелкими, так и с крупными листьями, цветущие и не цветущие, с ярко выраженным стеблем и совсем практически без стебля. Также мы видим предметы: лейки, тряпочки, палочки, - с помощью которых дети выполняют такие трудовые действия в уголке природы, как "полей цветок", "протри листочки", "порыхли землю в горшке". Кроме того, мы совместно с детьми регулярно наблюдаем за ростом растений и их цветением. Также здесь мы видим набор муляжей фруктов и овощей, муляж "Домашний двор", "Аквариум". Природный уголок дополнен куклой, одетой по сезону, для рассматривания, уточнения, называния и закрепления предметов одежды в зависимости от времени года. Сезонный явления данного времени года представлены и в иллюстрациях, расположенный на магнитной доске. Дети сначала знакомятся с сезонными явлениями из рассказа воспитателя по содержанию иллюстрации, а потом, наблюдая в окно за погодными изменениями, сравнивают с изображениями на магнитной доске.
Здесь область познавательное развитие интегрирует с областями социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.
10ый слайд:
Познавательное развитие также является ведущей образовательной областью в деятельности детей со следующем составным компонентом развивающей предметно-пространственной среды - сюжетным ковриком "Море" для развития мелкой моторики рук. Здесь дети уточняют и закрепляют знания цветов, видов застежек и развивают умения пользоваться различными видами застежек.
Здесь область познавательное развитие интегрирует с областями социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.
11ый слайд:
В центре игровой активности детей - сюжетно-ролевой игре "Салон красоты" - ведущая образовательная область социально-коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевая игра дополнена уголком ряжения, представленным в виде юбочек-солнце и накидок-пончо. Каждая юбочка и каждая накидка обшиты ленточками своего цвета, поэтому задача ребенка - найти пару.
И здесь область познавательное развитие интегрирует с областями познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.
12ый слайд:
И в завершения представления развивающей предметно-пространственной среды хочется отметить: для удовлетворения потребности детей в двигательной активности мы освобождаем как можно больше пространства в группе, сдвигая после приема пищи столы. тем самым предоставляем детям больше возможности для реализации своих двигательных, познавательных, речевых, художественно-эстетических потребностей.