Бунакова Елена
Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка»
«Материал к семинару «Современные подходы к организации предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях»
Конкурс. Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе» (из опыта работы).
Подготовила: Бунакова Е. А., воспитатель.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Развивающая предметно-пространственная среда в группе является основой для всестороннего развития каждого ребенка, его самостоятельности и самодеятельности, источником его знаний и социального опыта. Развивающую предметно-пространственную среду в средней группе организуем с учётом требований ФГОС ДО по пяти образовательным областям, в соответствии с Образовательной программой Учреждения.
Развивающая среда организована с учётом возрастных особенностей и интересов детей таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело. Соблюдая принцип доступности, располагаем материал на уровне глаз детей и вытянутой руки. Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, значимыми событиями, праздниками, мероприятиями, временем года.
Центры активности организуем на основе интеграции видов деятельности детей по следующим направлениям:
Образовательная область «Познавательное развитие» представлена центром математического и сенсорного развития, центром экологии и экспериментирования, центром конструктивно – строительной деятельности.
Целью организации центра математического и сенсорного развития является создание условий для обогащения сенсорного опыта детей, развития логики, мышления, внимания. В центре имеются разнообразные игры и пособия на развитие умения различать и называть геометрические фигуры, воссоздавать фигуры из частей, сравнивать предметы, выделять отличия и сходства по 2-3-м признакам. Дети могут выбрать игры по интересам: кубики Никитина, геометрическое лото, Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игрушки-головоломки, разрезные картинки, пазлы, настольно-печатные, развивающие игры. А так же игры для развития мелкой моторики : мозаики разных форм, размера и цвета, которые дети любят использовать как предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх, например, цветная мозаика часто оказывается в игрушечной кастрюльке. Геометрические фигуры и счётные палочки дети применяют как строительный материал.
Центр экологии и экспериментирования. Его основная цель - создание условий для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, о разнообразии явлений природы; воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формировании начал экологической культуры. В данном центре представлены : календарь природы, комнатные цветы, оборудование для ухода за растениями, дидактические игры. Созданы коллекции камней, ракушек, овощей и фруктов, Дети любят играть с муляжами домашних и диких животных, животных жарких стран. Подобраны дидактические картинки «Насекомые», «Животные», «Деревья»; атрибуты для экспериментирования - ёмкости различного объёма, песочные наборы, мельница для песка, игрушки для игр с водой, вертушки для игр с ветром.
В открытом доступе разнообразный природный и бросовый материал, предназначенный для проведения разных исследований: песок, глина, камни, семена растений, соломинки, крупы, шишки; камешки, пробки и т. д. Природный материал - полифункционален, дети используют его в центре художественного творчества для поделок. Дуя на перья птиц у детей развивается дыхание.
Центр конструктивно - строительной деятельности создан с целью развития конструктивных навыков, логического мышления. Сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, однако его содержание достаточно мобильно: конструктор различного вида и размера «Лего», кубики, строительный материал можно перемещаться в любое место группы, что позволяет детям разворачивать сюжет игры за пределами центра. Совместно с родителями воспитанников изготовлены мягкие модули, которые вариативны в использовании. Это и строительный материал, дети могут использовать как мягкую мебель. В играх с мягкими модулями развивается воображение детей, сенсорная и двигательная активность.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
представлена сюжетно-ролевыми играми, центром краеведения и центром безопасности.
В группе организована игровая зона, которая позволяет создавать условия для обогащения социальных представлений о людях– взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми; формирования доброжелательных и дружеских взаимоотношений в детском коллективе.
Игровая зона оснащена атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Сюжетно – ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздаёт заинтересовавшие его стороны действительности, отношение людей, события. В играх дети отражают различные бытовые сюжеты, например: «Семья». Трудовые сюжеты отражены в играх: «Аптека», «Больница», «Магазин», «Корабль», «Ателье» в которых дети знакомятся с трудом взрослых.
Соблюдая принцип гендерного развития, для девочек подобраны такие атрибуты как: швейная машинка, утюги, гладильная доска, бытовые приборы, посуда, куклы, кроватки и коляски; для мальчиков – набор инструментов, солдатиков, военной техники, машины разного вида и назначения.
Центры не имеют жёстких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один игровой уголок по желанию детей можно легко и быстро преобразовать в другой. Например, переносной ширмой, которая используется для театрализованной деятельности, дети могут отгородить комнату для сюжетно-ролевой игры, например «Больница». Применяя принцип вариативности, ширма может использоваться как уголок уединения. За ширмой, ребёнок может полистать любимую книжку, альбом, нарисовать подарок для мамы или просто отдохнуть от детского коллектива, отгораживаясь от общего пространства, создав свой собственный мирок. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.
В игровой зоне присутствует, не закрепленное жёстким способом, оборудование для сюжетно - ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин». Переносная подставка – дуга, которую дети используют в играх, в театрализованной деятельности, а так же в активной двигательной деятельности. В игровой зоне, согласно принципу интеграции, можно заниматься различными видами деятельности. Подобранный игровой материал позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
В группе имеется многофункциональный мольберт, он используется детьми, как в свободное время, так и во время занятий.
В нашей группе организован центр краеведения, который решает одновременно две цели: во-первых, способствовать развитию элементарных представления о родном городе его символикой и достопримечательностями,
во-вторых, реализацию национально-регионального компонента. В центре оформлены альбомы «Наш город», «Моя семья», фотоальбомы; подобраны открытки, книги о профессиях людей нашего города; имеются куклы в национальных костюмах, а так же символика города, республики Хакасия, России.
В игре происходит формирование основ безопасного поведения в быту, природе, социуме. Поэтому в центре безопасности нами были изготовлены макет перекрёстка дороги; лэпбук по дорожной и пожарной безопасности; куклы в профессиональной одежде пожарного и инспектора ДПС, машины разного назначения. А так же дидактические игры и ситуации по безопасному поведению дома, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
Образовательная область «Речевое развитие» представлена центром речевого развития и книги.
Целью организации центра является создание условий для поддержки инициативности и самостоятельности детей в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи. В центре представлены речевые игры : «Кто как кричит», «Составь рассказ па картинке», «Расскажи по схеме», «Загадки в картинках», разрезные картинки, игры для развития дыхания «султанчики», альбомы и иллюстрации о временах года.
В центре книги создаём условия для решения ряда задач по расширению опыта слушания литературных произведений за счет разных жанров. Развивать у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Освоению умений внимательно слушать и слышать литературное произведение, сочувствовать и сопереживать героям произведения, и давать элементарную оценку поступкам героев. Проявлять желание запоминать стихи и пересказывать прочитанные сказки и рассказы. В центре оформляем выставки книг писателей с их портретами; подборки литературы на разную тематику; материалы для знакомства с художниками иллюстраторами и их творчеством, энциклопедии, созданные руками детей и родителей книжки – малышки, любимые сказки с иллюстрациями для словотворчества детей.
Образовательная область «Художественно-эстетического развития»
представлена интеграцией центров изобразительной деятельности, книги, музыки и театра. Цель создания центра «Художественно-эстетического развития» - развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности. Активизировать интерес к разнообразной изобразительной деятельности. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей
Центр изобразительной деятельности – один из самых любимых у наших детей, поэтому для него выбрано хорошо освещенное место в стороне от играющих детей, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят. Навесная полка в группе наполнена скульптурами малых форм мастеров народной игрушки. В свободном доступе для детей, находится необходимый изобразительный материал: мелки, карандаши, фломастеры, бумага разной фактуры, размера и цвета, трафареты, раскраски, пластилин, глина, природный и бросовый материал. У детей есть свобода выбора материалов при выполнении работ. А так же дидактические игры «Дорисуй узор», «Составь натюрморт» и др.
Центре музыки и театра дети учатся игре на детских музыкальных инструментах: на металлофоне, гармони, дудочках, детском пианино, бубнах, барабанах. Инструменты дети используют индивидуально, иногда организуют «оркестр». Так же для прослушивания музыки, сказок используем магнитофон.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, проявляя эмоции, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало. В центре театрализованной деятельности размещается ширма, лэпбук «В гостях у сказки», маски персонажей сказок, которые могут использоваться в подвижных и сюжетно-ролевых играх, разные виды театра (кукольный, пальчиковый, теневой, настольный и другие).
Образовательная область «Физическое развитие»
Центр физкультуры и здоровья
Использование разнообразных физкультурных и спортивно – игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведёт к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребёнка. Для «дорожки здоровья» используем коврики для массажа стоп разной фактуры, ребристые коврики, гимнастические палки, верёвки разной толщины, канаты, шнуры. Для ловкости рук используем резиновые и набивные мячи, массажные мячики, кольцебросы. Для коррекции осанки имеются гимнастические палки, скакалки, обручи. Весь спортивный инвентарь хранится в этажерках на колёсиках, которые можно передвинуть в любой конец группы. Применяя принцип вариативности, дети используют скакалки, «косички», мягкие модули для разделения пространства игровой зоны, делают дорожки из «косичек» для машин. Обручи и скакалки используем как атрибуты для подвижных игр. Мягкие гири, кегли, служат ориентирами. Игровое пространство в группе меняется в зависимости от игры, для этого переставляем столы, стульчики.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что организация развивающей предметно – пространственной среды в группе с учётом требований ФГОС, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.