Оксана Владимировна Ясинская
Организация развивающей предметно-пространственной среды. Центр конструирования по ФЭМП в младшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Уважаемые коллеги Вашему вниманию предоставляю презентацию на тему : «Организация развивающей предметно-пространственной среды. Центр конструирования. Центр формирование элементарных математических представлений в младшем возрасте».
Прежде чем продумывать наполнение любого уголка нужно заглянуть в программу, вспомнить санитарные нормы.
Слайд 2
Цель и основные задачи по конструированию в младшем возрасте вы видите на экране.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды, Центр конструирования по ФЭМП в младшем возрасте» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Строительные центры и уголки конструирования
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Значение конструирования в развитии дошкольника : в процессе конструированием осуществляется развитие
сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что
мышление детей во время конструктивной деятельности имеет
практическую направленность и носит творческий характера.
При обучении детей конструированию развивается
мыслительная деятельность, что является
в будущем важным фактором при формировании учебной деятельности.
Выделяют два типа конструирования : техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие
объекты, а также придумывают поделки по ассоциации.
К техническому типу конструкторской деятельности относят:
конструирование из строительного материала; конструирование из
деталей конструктора, имеющих разные способы крепления;
конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только
отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним,
передают их характер, пользуясь цветом, формой.
К художественному типу конструирования относятся конструирование
из бумаги и из природного материала. В младшем возрасте используется техническое конструирование.
Слайд 3,4
Основным материалом для конструирования, является конструктор. Как
правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования,
состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм,
цилиндров разных размеров и цветов). На экране вы видите всего лишь несколько примеров видов конструкторов.
Слайд 5 Формы организации обучения детскому конструированию
1. Конструирование по образцу- Первый и наиболее элементарный вид конструирования. Взрослый предлагает ребенку поставить кубики так, как они стоят у него, в той же последовательности (цвет и форма). Такая деятельность требует от ребенка внимания, сосредоточенности и умения «действовать по образцу».
2. Конструирование по условиям-в этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например: «Поставь два красных кубика рядом» и т. д.
3. Конструирование по простейшим чертежам и
наглядным схемам-это вид конструирования, в котором из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
4. Конструирование по замыслу-Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры.
Слайд 6 Расположение центра.
Настольный строительный материал размещают на полках, столах, его раскладывают по цвету и форме.
Для обыгрывания построек здесь же расставляются мелкие игрушки (елочки, флажки, матрешки, звери, машинки)
Крупный строительный материал хранят на нижних полках, или контейнерах.
Рядом расставляют крупные транспортные игрушки, игрушки, необходимые для игры (куклы, собачки, медведи).
Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых.
Слайд 7 Центр формирование элементарных математических представлений
Цель и Задачи вы видите на экране.
Математические уголки обустраивают в группах для детей четвёртого года жизни и старше
Малыши младшего возраста осваивают мир с помощью всех органов чувств, на основе практических действий, но их мышление от наглядно-действенного уже переходит к наглядно-образному
Слайд 8
Содержание уголка математики подбирают в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей.
Оснащения уголка:
• Пирамидки разного размера, с кольцами круглой формы, в форме цветов, овалов, а также с «верхушками» в виде голов зверят, сказочных персонажей. Ребятишки не только складывают их, но и сравнивают по высоте, обыгрывают, рассматривают и сравнивают отдельные кольца пирамидок, пытаются надеть по порядку, радуются положительному результату.
• Матрёшки. Их дети собирают и разбирают сначала под руководством педагога, а после самостоятельно, сравнивают по величине, пытаются выстроить в ряды в порядке убывания и возрастания по величине.
Слайд 9
• Игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные). Сейчас их существует огромное количество, в том числе и математического направления, когда втулки сделаны в форме геометрических фигур разного цвета и размера. Такие игры очень нравятся малышам и приносят большую пользу, развивая одновременно и цветовосприятие, и знания о геометрических фигурах, и мелкую моторику. Существуют также игры со втулками в виде мягких ковриков из вспененной резины, ими можно играть и за столом, и на полу. Втулки, вкладыши можно использовать и отдельно от основы, создавая узоры, картины по желанию детей, но после такой игры следует все элементы разложить по соответствующим играм.
• Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Эти развивающие пособия можно применять в младшей группе, но не для установления логических цепочек или соотнесения длины палочки и числа, а как игровой материал для создания несложных конструкций, картин. Рассматривая и обследуя блоки Дьенеша, дети закрепляют знания о форме и основных цветах (красный, синий, жёлтый, а палочки Кюизенера познакомят их с розовым, фиолетовым, оранжевым цветом, что является элементом опережающего развития, а также побуждают сравнивать и устанавливать последовательности предметов по признаку длины.
• Конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами. В совместной игре педагог демонстрирует способы обследования геометрических тел, а после дети и сами экспериментируют с ними, выясняя, какая деталь может катиться, а какая устойчива и подходит для создания постройки. Сравнивая деревянные и пластиковые части конструктора по весу, дети получают первое представление о том, что предметы одинаковой формы могут быть тяжёлыми и лёгкими, и зависит это от материала, из которого они сделаны.
Слайд 10
• Мозаики: пазовые, коврики-пазлы, гвоздики. Складывая из них узоры, ребятишки не только закрепляют цвета, но и усваивают понятия «много», «мало», «один», учатся размещать изображение на плоскости, повторяют, что такое «верх», «низ», «лево», «право». Мозаика развивает творческое воображение, умение сравнивать свою работу с образцом, удачно сочетать цвета.
Слайд 11
Чтобы развивать наглядное мышление, в уголок математики помещают настольно-печатные игры, плакаты, сюжетные картинки (о временах года, частях суток). Большое внимание уделяют играм сделанные своими руками например: «Чудесный мешочек», «Путешествие в Африку», и др.
При создании игр следует обращать внимание на такие нюансы:
• Кубики, детали пазлов, мозаики должны быть не слишком крупными и не мелкими, удобными для детской руки.
• Детали конструктора, игрушки, пирамидки для составления образования множеств лучше подбирать ярких, насыщенных основных цветов или пастельных переходных (розового, фиолетового, салатового). Кричащих, чрезмерно ярких, так называемых кислотных оттенков стоит избегать. Они действуют раздражающее Естественные цвета и оттенки — лучший выбор.
• Настольные игры, изготовленные воспитателем, рационально обклеить прозрачной плёнкой, скотчем, чтобы они подольше сохранили свой привлекательный внешний вид. Особенно важно сделать это, если при изготовлении карточек
• Для украшения уголка часто используют крупные фигурки персонажей сказок, детских книг. Они должны также соответствовать программе. В младшей группе мало кому из детей известны Дюймовочка, Чиполлино, Незнайка, а тем более Знайка, поэтому украшать их портретами уголок математики ещё рано. Уместнее будут Колобок (он и по форме напоминает геометрическую фигуру — круг, Зайчик, Гномик, Клоун. Эти герои известны и любимы детьми, вызовут интерес и положительные эмоции.
Слайд 12
Спасибо за внимание!