Ермолова Ольга Георгиевна
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с потребностями модернизации системы образования и
раннего инвестирования в развитие младшего поколения в России сегодня
происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее - РППС ДОУ) необходимо обеспечить реализацию:
• образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
• двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
• различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
«Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).
Назначение и цели организации РППС ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
• создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
• создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Основные принципы организации развивающей предметно- пространственной среды (РППС).
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в учреждении основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
• содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревно-ваниях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
• трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во вни-мание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
• соответствие общеобразовательной программе ДОУ;
• соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ;
• соответствие возрастным возможностям детей;
• трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
• возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
• вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
• наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
• соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
С учетом вышеуказанных требований РППС должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых средств в «систему игровых средств» - «игровую поддержку развития детей».
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении феде-рального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
• Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психоло-го-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
• Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
• Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Психолого–педагогические требования.
При создании предметной развивающей среды должны учитываться основные направления развития ребенка (познавательно-речевое, физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое, так же специфика детского сада.
Психолого–педагогические требования к созданию предметной развивающей среды:
•Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка.
•При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику, и обеспечивать среду, как общими, так и специфичными материалами для девочек и мальчиков.
•Для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (группы).
•В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зона его ближайшего развития.
•Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, двигательная).
Особенности построения РППС
Группа младшего возраста (2-3г.)
Возрастные особенности:
Данный возрастной период отличается интенсивным формированием речи, развитием эмоционального взаимообщения, а в последствии -ситуативно-делового общения.
Совершенствуются основные движения, развивается предметная деятельность, наглядно-действенное мышление, произвольность поведения и появляются действия с предметами заместителями.
Совершенствуется самостоятельность в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.
Требования к созданию предметно-развивающего пространства:
Гибкое зонирование для самостоятельных игр, взаимодействия со взрослым и сверстником (от игры рядом к игре вместе).
Предметный игровой материал располагается в «поле восприятия» детей.
Крупный, яркий, безопасный и прочный игровой материал отражает основные осваиваемые в данном возрасте эталоны (размер, цвет, форму).
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Водитель».
Уголки:
ряженья, книжный, музыкальный, физкультурный, дидактики, экспериментирования, центр воды и песка; продуктивной деятельности и творчества, природный.
Зона активных игр:
подвижных, строительных, конструктивных и др.
II младшая группа (3-4 г.)
Возрастные особенности:
Для детей данного возраста игра становится ведущим видом деятельности, поведение остается ещ ситуативным, а общение становится внеситуативным.
Развитие мелкой моторики, воображения, наглядно-действенного мышления активизируют самостоятельную и организованную продуктивную деятельность.
Продолжает развиваться половая идентификация.
Требования к созданию предметно - развивающего пространства:
Соблюдение принципов интеграции, динамичности, многофункциональности предметной развивающей среды.
Свобода беспрепятственного передвижения к желаемым объектам.
Игровой материал отображает многообразие мира и выступает своеобразным эталоном предметов окружающего.
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевая игра:
«Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Моряки».
Уголки:
ряженья, театральный, книжный,
изобразительного творчества, музыкальный, дидактических игр, физкультурный, природы и экспериментирования, дежурства по столовой.
Зона активных игр: военные, путешественники, строители, спортсмены-физкультурники, водители транспорта и др.
Средняя группа (4-5 лет)
Возрастные особенности:
В данном возрасте развивается наглядно-образное мышление, познавательная мотивация стимулирует активность речевого общения.
Развивается конкурентность и соревновательность.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия, происходит разделение на игровые и реальные ситуации.
Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, совершенствуется техническая сторона продуктивной деятельности.
Требования к созданию предметно-развивающего пространства:
соответствие принципу небольших полузамкнутых микро пространств для игр подгруппами
обеспечение свободного перемещения детей и организации игрового пространства.
сочетание реалистичных игрушек и игрушек-заместителей, способствующих развитию творчества, воображения и познания.
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Почта», «Гараж», «Путешествие».
Уголки:
книжный, театрализованной деятельности, изобразительного творчества, конструирования, дидактических игр, музыкальный, физкультурный, природы и элементарного экспериментирования, путешествий, дежурства.
Зона активных игр:
военные, путешественники, строители спортсмены-физкультурники, водители
транспорта и др.
Старшая группа (5-6 л.)
Возрастные особенности:
Достижения этого возраста характеризуется распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства, дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью.
Продолжает развиваться образное мышление, совершенствуется функция обобщения, что является основой словесно-логического мышления, формируется произвольность поведения и психических процессов.
Требования к созданию предметно-развивающего пространства:
Мобильность и гибкость игровой среды, не навязывающей готовых сюжетов.
Наличие разнообразных центров развития (экспериментирования, художественного творчества и т. д.).
Предпочтение играм повышенного уровня сложности (развивающим, конструктивным, головоломкам и др.).
Учет гендерного подхода.
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Салон красоты», «Супермаркет», «Медицинский Центр», «Скорая помощь», «Дом моды», «Телевидение», «Почта», «Фотостудия», «Строители», «Путешественники-исследователи», «Цирк», «Театр».
Центры:
художественного творчества, книжный,
дидактических и настольно-печатных игр, физкультурно-спортивный, природы и экспериментирования, краеведения, мини-музеи.
Зона активных игр:
военные, спасатели, ГИБДД, путешественники, строители, спортстмены и др.
Подготовительная к школе группа (6-7 л.)
Возрастные особенности:
В данном возрасте дети обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития.
Игровые действия детей становятся более сложными (проигрываются разнообразные жизненные ситуации, в связи с этим игровое пространство усложняется.
Продолжает развиваться воображение, произвольность, внимание, речевое общение, навыки обобщения и рассуждения, формируется абстрактное мышление.
Активно развиваются разные виды творчества.
Требования к созданию предметно-развивающего пространства:
Высокая мобильность и возможность самостоятельного моделирования детьми игрового пространства (использование продуктов детской деятельности).
Создание условий для развития творчества, воображения, самовыражения и самореализации ребенка.
Тематическое разнообразие центров, направленных на развитие познавательной активности и произвольности.
Рекомендуемые зоны детской деятельности
Сюжетно-ролевые игры:
«Торговый центр»,«Скорая помощь»,«Ветеринарная лечебница»,«Дом моды»,«Фотостудия»,«Школа»,«Бюро путешествий»,«Почта»,«Космос»и др.
Центры: экспериментально исследовательской и проектной деятельности, художественного творчества, театрализованной деятельности и др.
Мини-музеи, библиотека, планетарий.
Зона активных игр:
военные, спасатели, строители, спортсмены-олимпийцы, ГИБДД, архитекторы-конструкторы.