Любовь Губочкина
Организация работы в МДОУ по обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы в МДОУ обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами.
Слайд 2
ДОУ, организуя интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально-значимые задачи:
1. расширение охвата детей необходимой социально – педагогической и медико-социальной помощью.
2. Максимальное приближение необходимой помощи к месту жительства ребенка
3. Обеспечение родителей (лиц, их заменяющих) консультативной поддержкой.
Публикация «Организация работы в МДОУ по обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4. Подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, ДОУ может организовать интегрированное воспитание и обучение детей даже в небольшом населенном пункте. Однако для оказания эффективной помощи нуждающимся детям в детском саду должны быть созданы соответствующие условия. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ предусматривает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и спец. психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках организации образовательного процесса для таких детей.
Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей со всеми участниками образовательного процесса. Особенно с детьми и родителями.
Слайд 3
Самое главное в работе с детьми с ОВЗ – это индивидуальный подход к каждому ребенку.
Слайд 4
Основными этапами индивидуального сопровождения выступают:
1. Сбор информации о ребёнке (беседа с родителями, изучение медицинской карты ребенка, диагностика развития ребенка)
2. Анализ полученной информации (сколько детей нуждаются в помощи, какие проблемы являются первоочередными).
3. Совместная выработка участниками ПМПк планов комплексной помощи для каждого конкретного ребёнка.
4. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем развития и социализации.
5. Организация непосредственной коррекционно-развивающей работы каждым участником сопровождения.
6. Анализ выполненной работы, с указанием того, что пока не удалось достичь.
7. Составление рекомендаций для родителей, педагогов по дальнейшему сопровождению ребенка.
Обследованием поступивших в ДОУ детей с ОВЗ занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, а воспитатель знакомится с полученными данными.
Слайд 5.
План изучения ребенка включает такие мероприятия как:
- беседа с родителями
- изучение медицинской карты
- обследование физического развития
- обследование психического развития : характеристика детских видов деятельности и познавательно-психических процессов, речи.
Слайд 6.
Рассмотрим взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 7.
Работа учителя – логопеда в ДОУ включает в себя следующие направления:
• Диагностирование уровня импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй);
• Составление индивидуальных планов развития, планов специально-организованных занятий;
• Осуществление на индивидуальных занятиях постановки диафрагмально-речевого дыхания, коррекции дефектных звуков, их автоматизации, дифференциации, введении в самостоятельную речь;
• Проведение подгрупповых занятий по формированию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте;
• Введение в режимные моменты игр и упражнений, направленных на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи;
• Консультирование педагогов и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Слайд 8.
Работа учителя-дефектолога в дошкольном учреждении квключает в себя следующие направления деятельности:
— планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
— консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
— координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т. п.);
— ведет необходимую документацию (приложение).
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями иди занятиями в малой группе — по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.
Слайд 9.
Направления работы педагога-психолога :
-диагностическое направление
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
своевременно выявить детей с ОВЗ;
выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
определить оптимальный педагогический маршрут;
обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
определить условия воспитания и обучения ребёнка;
консультировать родителей ребёнка.
В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.
Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми
-коррекционно-развивающее направление
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.
-профилактическое направление
-консультационное направление
-информационное направление
Работа по данным направлениям обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
-организационное направление
Слайд 10.
Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:
• проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;
• воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;
• организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;
• применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;
• консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.
Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе.
Слайд 11.
Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего процесса обучения.
Музыкальный руководитель:
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;
• использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.
• Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.
• консультирует родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
• Ведет соответствующую документацию.
Слайд 12.
Инструктор по физической культуре:
• осуществляет укрепление здоровья детей;
• совершенствует психомоторные способности дошкольников;
• изучает двигательную сферу дошкольников с задержкой психического развития, основные движения, общую и мелкую моторику.
Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.
Основные направления взаимодействия с семьей:
• коллективные (собрания, консультации, «Дни открытых дверей», «Круглые столы», тематические праздники - где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике);
• индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);
• наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ, брошюры, педагогические журналы).
Слайд 13.
Медицинская сестра:
-выявление состояния физического здоровья
-изучение медицинской документации (истории развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды, изменения в физическом развитии)
-принимает участие в комплексном обследовании ребенка
-осуществляет консультативную помощь родителями специалистам по проблемам, связанным с интеллектуальным и психическим заболеванием ребенка.
- По медицинским показаниям осуществляет лечение воспитанников;
- совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребё нка включает в себя:
• комплексную диагностику;
• индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
• характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Слайд 14.
Рассмотрим взаимодействие специалистов при сопровождении ребенка с задержкой психического развития.
Характеристика ребенка с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) –
Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития :
- При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.
- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);
- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;
- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;
- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Слайд 15.
Работа с ребенком с ЗПР начинается с его диагностики специалистами ДОУ. Все этапы диагностики отражаются в индивидуальной карте развития ребенка.
Структура этой карты включает в себя следующие разделы (№ 1) :
• общие сведения о ребёнке.
• анамнестические данные
• данные обследования специалистов
• логопедическое и психолого-педагогическое обследование, которое включает:
1. внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).
2. исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).
3. состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).
• изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.
• состояние игровой деятельности.
• состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
• состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
• состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
• особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
• анализ полученных результатов диагностики в соответствии с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов (№ 2)
• заключение, которое включает структуру дефекта данного ребёнка с указанием сохранных функций, педагогический прогноз (способы усвоения усвоения общественного опыта, возможности обучения в сильной или слабой подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду).
• основные направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).
Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:
• низкий уровень – 1 балл,
• средний – 2 балла,
• выше среднего – 3 балла,
• высокий уровень – 4 балла.
Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (№ 3).
Слайд 16-17
Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики
(№ 4). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам : игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.
Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребё нка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика.
Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (№ 5).