Получи документы

Организация работы в МДОУ по обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами

Любовь Губочкина
Организация работы в МДОУ по обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами
▼ Скачать + Заказать документы

Организация работы в МДОУ обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами.

Слайд 2

ДОУ, организуя интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально-значимые задачи:

1. расширение охвата детей необходимой социально – педагогической и медико-социальной помощью.

2. Максимальное приближение необходимой помощи к месту жительства ребенка

3. Обеспечение родителей (лиц, их заменяющих) консультативной поддержкой.

Публикация «Организация работы в МДОУ по обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами» размещена в разделах

4. Подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, ДОУ может организовать интегрированное воспитание и обучение детей даже в небольшом населенном пункте. Однако для оказания эффективной помощи нуждающимся детям в детском саду должны быть созданы соответствующие условия. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ предусматривает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и спец. психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках организации образовательного процесса для таких детей.

Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей со всеми участниками образовательного процесса. Особенно с детьми и родителями.

Слайд 3

Самое главное в работе с детьми с ОВЗ – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Слайд 4

Основными этапами индивидуального сопровождения выступают:

1. Сбор информации о ребёнке (беседа с родителями, изучение медицинской карты ребенка, диагностика развития ребенка)

2. Анализ полученной информации (сколько детей нуждаются в помощи, какие проблемы являются первоочередными).

3. Совместная выработка участниками ПМПк планов комплексной помощи для каждого конкретного ребёнка.

4. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем развития и социализации.

5. Организация непосредственной коррекционно-развивающей работы каждым участником сопровождения.

6. Анализ выполненной работы, с указанием того, что пока не удалось достичь.

7. Составление рекомендаций для родителей, педагогов по дальнейшему сопровождению ребенка.

Обследованием поступивших в ДОУ детей с ОВЗ занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, а воспитатель знакомится с полученными данными.

Слайд 5.

План изучения ребенка включает такие мероприятия как:

- беседа с родителями

- изучение медицинской карты

- обследование физического развития

- обследование психического развития : характеристика детских видов деятельности и познавательно-психических процессов, речи.

Слайд 6.

Рассмотрим взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 7.

Работа учителя – логопеда в ДОУ включает в себя следующие направления:

• Диагностирование уровня импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй);

• Составление индивидуальных планов развития, планов специально-организованных занятий;

• Осуществление на индивидуальных занятиях постановки диафрагмально-речевого дыхания, коррекции дефектных звуков, их автоматизации, дифференциации, введении в самостоятельную речь;

• Проведение подгрупповых занятий по формированию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте;

• Введение в режимные моменты игр и упражнений, направленных на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи;

• Консультирование педагогов и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Слайд 8.

Работа учителя-дефектолога в дошкольном учреждении квключает в себя следующие направления деятельности:

— планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;

— консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

— координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т. п.);

— ведет необходимую документацию (приложение).

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями иди занятиями в малой группе — по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.

Слайд 9.

Направления работы педагога-психолога :

-диагностическое направление

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

своевременно выявить детей с ОВЗ;

выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

определить оптимальный педагогический маршрут;

обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

определить условия воспитания и обучения ребёнка;

консультировать родителей ребёнка.

В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.

Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми

-коррекционно-развивающее направление

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

-профилактическое направление

-консультационное направление

-информационное направление

Работа по данным направлениям обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

-организационное направление

Слайд 10.

Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:

• проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;

• воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;

организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;

• применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;

• консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.

Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе.

Слайд 11.

Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего процесса обучения.

Музыкальный руководитель:

• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;

• использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.

• Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.

• консультирует родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;

• Ведет соответствующую документацию.

Слайд 12.

Инструктор по физической культуре:

• осуществляет укрепление здоровья детей;

• совершенствует психомоторные способности дошкольников;

• изучает двигательную сферу дошкольников с задержкой психического развития, основные движения, общую и мелкую моторику.

Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.

Основные направления взаимодействия с семьей:

• коллективные (собрания, консультации, «Дни открытых дверей», «Круглые столы», тематические праздники - где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике);

• индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);

• наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ, брошюры, педагогические журналы).

Слайд 13.

Медицинская сестра:

-выявление состояния физического здоровья

-изучение медицинской документации (истории развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды, изменения в физическом развитии)

-принимает участие в комплексном обследовании ребенка

-осуществляет консультативную помощь родителями специалистам по проблемам, связанным с интеллектуальным и психическим заболеванием ребенка.

- По медицинским показаниям осуществляет лечение воспитанников;

- совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребё нка включает в себя:

• комплексную диагностику;

• индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

• характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Слайд 14.

Рассмотрим взаимодействие специалистов при сопровождении ребенка с задержкой психического развития.

Характеристика ребенка с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР)

Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития :

- При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);

- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;

- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;

- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;

- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.

Слайд 15.

Работа с ребенком с ЗПР начинается с его диагностики специалистами ДОУ. Все этапы диагностики отражаются в индивидуальной карте развития ребенка.

Структура этой карты включает в себя следующие разделы (№ 1) :

• общие сведения о ребёнке.

• анамнестические данные

• данные обследования специалистов

• логопедическое и психолого-педагогическое обследование, которое включает:

1. внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).

2. исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).

3. состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).

• изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.

• состояние игровой деятельности.

• состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

• состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)

• состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).

• особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).

• анализ полученных результатов диагностики в соответствии с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов (№ 2)

• заключение, которое включает структуру дефекта данного ребёнка с указанием сохранных функций, педагогический прогноз (способы усвоения усвоения общественного опыта, возможности обучения в сильной или слабой подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду).

• основные направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).

Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:

• низкий уровень – 1 балл,

• средний – 2 балла,

• выше среднего – 3 балла,

• высокий уровень – 4 балла.

Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (№ 3).

Слайд 16-17

Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики

(№ 4). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам : игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребё нка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика.

Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (№ 5).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация Рппс по экологическому воспитанию в группе ОВЗ из опыта работы Слайд 1 Доклад на тему: «Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в группе с учётом ФГОС» (из.

Конспект занятия детей с ОВЗ совместно с родителямиКонспект занятия детей с ОВЗ совместно с родителями Конспект группового занятия с детьми с ОВЗ и родителями Педагог-психолог Эфендиева Г. Цель: - осуществление совместной деятельности.

Опыт работы «Организация образовательной деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей в ДОУ» Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детского сада №52 «Лебедушка» г. Брянска Организация образовательной деятельности по развитию.

Опыт работы «Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ» Ребенок получает дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального психолого - педагогического.

Организация работы по коррекции речевых нарушений, направленная на укрепление здоровья детей с ОВЗ Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяких благ… М. Монтень (1533 —.

Презентация «Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ» «Заговори, чтоб я тебя узнал». Сократ Коррекционная работа и воспитательно-образовательный процесс в «лого» группе проводится на основе.

Организация работы по воспитанию и обучению детей c ФФНР и с нарушением слуха в смешанной группе (из опыта работы) Конечной целью специального образования детей с психическими и физическими отклонениями является полное интегрирование в общество, использование.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ Я не боюсь еще и еще раз повторить: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

План работы с молодыми специалистами в ДОУ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ.

Организация психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в технике песочной и сказочной терапии Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1373 Совместная деятельность воспитателей. Интеграция областей: речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы в МДОУ по обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами
Опубликовано: 9 июня 2018 в 10:01
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы в МДОУ по обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Губочкина (УИ 11764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД