Ольга Зинченко
Организация работы в ДОО с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: педагоги, логопеды, психологи, дефектологи, врачи, администрация образовательного учреждения и, конечно же, родители, при этом центральной фигурой всегда является ребенок.
Одним из важных направлений в деятельности ДОО является работа с семьями (родителями) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Организация работы в ДОО с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
После рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда). Это испытание оказывает также деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Такие семьи, часто сталкиваясь с негативным восприятием со стороны окружающих, стараются избегать массовых досуговых мероприятий, чувствуют свою изолированность от общества.
Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Родительские позиции дошкольников с ОВЗ часто демонстрируют либо полное незнание особенностей своего ребенка, либо противоречия в выборе воспитательных средств. Это обуславливает необходимость включения родителей в спектр мероприятий в рамках инклюзивного подхода.
Главные задачи для ДОО, в рамках инклюзивной модели - это помочь сформировать доброжелательные, толерантные взаимоотношения родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и без, а так же личностное и социальное развитее самих родителей.
Инклюзивные задачи реализуются через обучение, включение, участие, партнерское взаимодействие с семьями детей с ОВЗ. Большое внимание уделяется взаимодействию родителей, воспитывающих детей с ОВЗ с другими родителями ДОО (в рамках благоустройства, родительского клуба, конкурсных мероприятий).
Необходимо использовать различные формы работы для осуществления непрерывной связи с семьями воспитанников, например:
Тематические (стационарные) выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей. С помощью этой формы работы родителям демонстрируются успехи детей, а также показывается, как даже при тяжелом недуге ребенка можно развить у него творческие способности. Всех участников можно награждать почетными грамотами.
Привлечение родителей в участии субботников, в постройке зимних скульптур. Эта форма работы показывает самим родителям их значимость, востребованность и необходимость для жизнедеятельности всего ДОО, наравне с другими родителями. Такая работа направленна прежде всего на установление тёплой и дружественной атмосферы. Во время мероприятий родители налаживают доверительные отношения между собой. Формируется положительное отношение к семьям с особенными детьми. Родители также награждаются почетными грамотами.
Поручение родителям изготовлять картины-поделки для тематического украшения музыкального зала. Эта форма даёт каждому родителю почувствовать себя востребованным, раскрыть свои творческие способности.
Проведение «Заседания клуба осознанных родителей». В беседах с родителями дошкольников большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ. В спокойной доверительной беседе родители получают интересующую информацию, а также узнают, что проблемы в развитии дошкольников во многом схожи.
Сочетание разных форм организационной работы с семьями воспитанников ДОО позволяет привлечь родителей к взаимодействию с детьми, активно участвовать в вопросах их развития, воспитания и социальной адаптации.
Многие родители детей с ОВЗ успешно сотрудничают с педагогами, они становятся более открыты, доброжелательно и позитивно относятся к поручениям. Принимают активное участие в различных мероприятиях ДОО, чаще посещают общие собрания, выражают своё мнение и пожелания в работе группы. Всё это позволяет во многом сгладить проблемы в общении ребёнка с ОВЗ с окружающими, воспитать в других детях и их семьях терпимость и милосердие.