Ломакина Евгения
Организация работы специалистов ДОУ (учитель-логопед)
▼ Скачать + Заказать документы
Нормативно-правовая база для работы учителя-логопеда.
Международные нормативно-правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
2. Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.
3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. ООН 1990.
4. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее одиннадцатой сессии.
Публикация «Организация работы специалистов ДОУ (учитель-логопед)» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
5. Всемирная декларация об образовании для всех. – Всемирная конференция по образованию для всех: Джомтьен, Таиланд, 5-9 марта 1990 г.
6. Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека. Принята резолюцией 66/137 Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 2011 г.
Законодательно-правовые акты Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в редакции от 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
4. Письмо Минобрнауки России № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО» от 28.02.2014 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Законодательно-правовые акты Свердловской области:
1. Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями на 25.03.2020 г.).
2. Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 03 марта 2020 года).
3. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года».
4. Информационное письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 12.05.2014 г. № 02-01-81/3122 «О проведении программ дошкольных образовательных организаций в соответствие с требованиями ФГОС ДО».
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.12.2012 г. № 847 «О порядке и перечне документов, предъявляемых в психолого-медико-педагогическую комиссию для проведения обследования ребенка».
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 31.01.2014 г. № 01/264 «О деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на территории Свердловской области».
7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 25.06.2015 г. № 283-Д «Об утверждении порядка организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Свердловской области».
Документация учителя-логопеда, которая должна быть в образовательной организации :
1. Положение об оказании логопедической помощи, которое содержит следующие разделы:
• Общие положения;
• Порядок оказания логопедической помощи в организации;
• Логопедическая помощь при освоении образовательных программ в дошкольном образовании;
• Логопедическая помощь при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего образования;
• Приложение 1 (документация организации при оказании логопедической помощи) : 1. программы и планы логопедической работы, 2. годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов, 3. расписание занятий учителей-логопедов, 4. индивидуальные карты речевого развития обучающихся получающих логопедическую помощь, 5. журнал учета посещаемости логопедических занятий, 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы;
• Приложение 2 (согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики);
• Приложение 3 (заявление на организацию логопедических занятий);
• Приложение 4 (логопедическая характеристика на обучающегося);
• Приложение 5 (рекомендации по оснащению помещения для логопедических занятий).
2. Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования (по нарушениям, на каждое нарушение своя);
3. Программы кружков (совместная деятельность педагога и обучающихся);
4. Программа родительских клубов и т. д.
На 1,0 ставку учителя-логопеда от 20 до 25 детей в год!
Рабочая неделя – 20 часовая.
Как правило работает логопед в день по 4 часа и тут нужно четко понимать, что согласно законодательству – это время для работы с детьми в основном. Да вы можете выделить пол часа в день на документы или на работу с родителями, но главное для вас — это работа с детьми. И на начальном этапе это все-таки должны быть индивидуальные занятия.
Как можно выйти из положения, если детей больше и брать нужно всех?
• надо провести мониторинг звукопроизношения;
• необходимо объединить детей в подгруппы по одинаковым нарушениям;
• и начинать подгрупповые занятия по принципу: артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики, постановка звука, автоматизация звука в слогах, в слова, в словосочетаниях, в предложениях, дифференциация звуков, и только потом если это необходимо развитие связной речи. Также в занятия надо включать игры и упражнения по развитию фонематических процессов (слуха, восприятия, можно включать массаж, кинезиологические упражнения и т. д.
Теперь остановимся подробнее на документации, ну с программой думаю все понятно, ВСЕ ПРИМЕРНЫЕ ПРГОГРАММЫ МОЖНО НАЙТИ И ПЕРЕРАБОТАТЬ НА САЙТЕ ФГОСРЕЕСТР, там все более чем понятно.
Что же представляет из себя план работы учителя-логопеда? Это документ, состоящий из 3 разделов:
1. Работа с обучающимися (детьми, дошкольниками, воспитанниками);
2. Работа с родителями;
3. Работа с педагогами организации.
Теперь остановимся на каждом из этих пунктов. В чем состоит работа с обучающимися вы уже поняли, это мониторинг, развитие артикуляционной и мелкой моторики, постановка, автоматизация и дифференциация звуков, работа над словарем, связной речью, фонематическими процессами и т. д. Это я перечислила основные.
В чем же заключается работа с родителями? Первое и самое главное – это выход на родительские собрания. Для чего это просто необходимо?
Родители в наше время заняты не только работой, но и социальными сетями и им кажется, что если в садике есть специалист, то вся ответственность лежит на нем! Хотя что прописано в законе РФ? СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Вот именно поэтому важно выйти на а потом дать дальнейшее разъяснение, что специалисты и педагоги ДОУ, а в дальнейшем и школы — это только вспомогательные люди для их ребенка!
Для того, чтобы подготовить родителей к собраниям можно сначала разместить в группы в мессенджеры (Вацап, Вайбер) консультации для родителей такие как например: «Развитие речи ребенка 4-5 лет», «Что должен уметь ребенок 4-5 лет?», «Возрастные нормы и особенности детей 4-5 лет», «Зачем логопед дает домашнее задание?», «Взаимодействие родителей и специалистов ДОУ» и т. д. Родители ознакомятся, почитают, посмотрят и проверят своих детей, а все ли у них так как надо, увидят, что у детей есть проблемы и будут готовы выслушать Вас и задать вопросы. На собрании можно раздать каждому родителю экран звукопроизношения, чтобы они уже наглядно видели, произношение каких звуков нарушено у ребенка. Ну и конечно начать разъяснять родителям поэтапно, что и как нужно делать.
Начать я предлагаю с артикуляционной гимнастики, затем развитие мелкой моторики, потом автоматизация звуков, дифференциация звуков. Желательно показывать при этом мастер-классы, например на первом собрании раздать родителям в руки зеркала и сделать с ними комплекс артикуляционной гимнастики, и поверьте не у всех родителей она будет получаться на 100%.
Ну и дальше на втором собрании мастер-класс по развитию мелкой моторики, затем автоматизация и дифференциация звуков и т. д.
Так же одной и форм взаимодействия с родителями являются конкурсы, логопед может объявлять конкурсы, по итогам награждать родителей и детей грамотами и призами и это тоже очень хорошо мотивирует родителей на сотрудничество с логопедом.
Вообще логопед еще обязательно занимается развитием фонематических процессов (восприятие, слух) и связной речи. Связная речь — это составление словосочетание, предложений, текстов, рассказы по картинкам. Пересказ, составление рассказов по мнемотаблицам и т. д. Есть множество приемов и методов работы с детьми.
Ну и если остается время, то можно заниматься кинезиологией, развитием обоих полушарий мозга и т. д.
Чтобы у детей была мотивация посещать Ваши занятия можно клеить им на тетради наклейка, как награду только за хорошую работу, дарить небольшие презенты и т. д. А в конце учебного года желательно устраивать для воспитанников логопедические праздники или командные игры.
Следующее что должен делать логопед в работе с родителями :
• Индивидуальные беседы;
• Консультирование родителей:
• Размещение информации для родителей на стендах в ДОУ и на сайте образовательной организации.
Что же включает в себя работа с педагогами ДОУ :
• Выступление на педагогических советах;
• Выступление на педагогических часах;
• Консультирование;
• Мастер-классы;
• Ведение тетрадей взаимодействия;
Теперь поговорим о Психолого-педагогическом консилиуме ДОУ (далее ППк).
Что такое консилиум я думаю вы все хорошо знаете. Это такая комиссия, которая состоит из председателя – обычно это руководитель ДОУ или его зам, членов консилиума – это все узкие специалисты ДОУ, секретаря, его обычно назначают из воспитателей. Так же на заседании консилиума обязательно должен присутствовать воспитатель ребенка, которого рассматривает консилиум.
Документы, которые должны быть в учреждении обязательно по ППк:
• Положение о работе ППк с приложениями;
• Папки по каждому ребенку;
• ИПРА, либо заключение ПМПК;
• Логопедическое представление;
• Педагогическое представление;
• Представление педагога-психолога;
• Представление учителя-дефектолога;
• ИОМ;
• План работы на год;
• План заседаний ППк на год;
• Индивидуальная карту развития ребенка;
• Протоколы ППк;
• Коллегиальные заключения;
• Журнал учета заседаний ППк;
• Журнал регистрации направлений обучающихся на ПМПК;
• Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк.
В каких случаях мы направление детей на ППк?
1. Если ребенок не усваивает ООП-ОПДО,
2. Если у ребенка тяжелое нарушение речи;
3. Если ребенок, вообще не говорящий;
4. Если у ребенка поведенческие отклонения и проблемы;
5. Если ребенок после ПМПК,
6. Если ребенок-инвалид (ИПРА).
Какие вопросы мы решаем на ППк?
1. Нужно ли ребенка направлять к врачам (невролог, психиатр?
2. Нужно ли ребенка направлять на ПМПК?
3. Нужно ли разрабатывать для ребенка ИОМ?
4. Нужна ли ребенку адаптированная программа?
5. После ПМПК, врачей и с ИПРА.
С протоколом ППк и коллегиальным заключение мы знакомим родителей под подпись, коллегиальное заключение содержит рекомендации как для педагогов, так и для родителей, поэтому лучше когда родитель расписался его отксерокопировать и вручить родителю и желательно уже с набором памяток, буклетов и т. д.
Ну и еще один вопрос, который я бы хотела затронуть сегодня это совет профилактики в организации. Совет профилактики конечно имеет в своей работе более широкие полномочия, на нем рассматриваются родители, которые не водят детей в ДОУ без уважительный причин, не платят за детский сад вовремя, ведут аморальный образ жизни ну и т. д., но и приглашаются те родители, которые не выполняют с ребенком рекомендации и домашние задания специалистов. И вот тут четко необходимо объяснять родителям, что то, что в детском саду есть тот или иной специалист не значит, что с ребенком не нужно заниматься дома! И все протоколы советов профилактики тоже должны даваться родителям для подписи.
Сегодня я осветила все вопросы, которые хотела. Теперь давайте если у вас возникли вопросы в ходе нашей сегодняшней встречи, ну или были раньше то вы можете мне их задать.