Ольга Горулько
Организация работы секторных развивающих центров в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение"Белоснежка"
муниципального образования город Ноябрьск
Тема: Организация работы секторных развивающих центров в условиях ДОУ.
Воспитатель МБДОУ «Белоснежка» :
Горулько Ольга Николаевна
2017 г.
Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Публикация «Организация работы секторных развивающих центров в условиях ДОУ» размещена в разделах
В нашем ДОУ проводится работа по созданию открытой развивающей среды, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей воспитанников, образовательных запросов социума посредством совместного посещения детей с родителями секторных развивающих центров ДОУ, которые в соответствии с ФГОС создают эффективные условия для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Актуальность данной работы заключается в том, что секторные центры способствуют развитию детей в соответствии с их возможностями и потребностями, помогают формированию и реализации индивидуального маршрута, выявлению одаренных детей; открывают возможности позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соответствующие возрасту виды деятельности.
В вечернее время ребёнок вместе с родителями может посещать интересующий его центр, где будет играть и действовать по своим интересам. Развивающие центры расположены в соответствии со своей направленностью в специализированных залах и кабинетах. Составлено расписание, когда узкий специалист (музыкальный руководитель, педагог-психолог, эколог и т. д.) работает в данном секторе до 19.00. И ребенок с родителем с 17.30 до 18.30 могут посетить выбранный ими развивающий центр и заниматься в соответствии со своими интересам. Педагог предоставляет развивающие пособия, показывает, рассказывает, по запросу консультирует родителей, как играть в игры, проводить исследования, даёт рекомендации какую работу можно проводить с детьми в этом направлении в домашних условиях и т. д.
Секторные центры имеют разную направленность:
• «Я здоров» (физкультурно-оздоровительный центр) - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.
• «До-ми-солька» (музыкально-вокальный центр) - развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
• «Калейдоскоп» (сенсорно-релаксационный центр) - сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью мультисенсорной среды.
• «Мир вокруг нас» (эколого-валеологический центр) - формирование разумного отношения к миру (в том числе к себе как жителю своей страны и планеты Земля, а также умения ребенка позитивно взаимодействовать с окружающим миром.
• «Хочу всё знать» (центр интеллектуального развития)– развитие познавательных интересов: любознательности, пытливости ума, формирование активности и стремления к получению новых знаний посредством исследовательской и экспериментальной деятельности.
• «Игровой» (центр развивающих игр) – развитие умственных способностей детей, органов чувств, внимания, логического мышления.
• «Я – творец» (художественно – эстетический центр) - формирование в ребенке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты.
Секторные центры индивидуального развития воспитанников ДОУ работают по методу Коучинга.
Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Коучингсфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.
Педагоги ДОУ (дежурные специалисты каждого центра) предоставляют условия : предметно-развивающие, временные, консультационные. Ценным является то, что дети совместно с родителями используют эти условия в соответствии со своими потребностями и возможностями.
Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов ребенка. Например, в художественно – эстетическом центре, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре развивающих игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков, а третий предложит папе сыграть партию в шахматы. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям и родителям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении новым умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе и по собственным интересам, при непосредственном участии родителей.
Эффективность деятельности данных центров заключается в том, что:
1) Ребёнок, посещая такие центры, сам выбирает приоритетное для него направление в развитии.
2) Родителям легче определиться в кружок, какой направленности отдать ребенка в дальнейшем.
3) Помогает планировать работу ДОУ по организации дополнительных услуг.
Результативностьтакой работы заключается в следующем: происходит прямое взаимодействие всех участников образовательного процесса; родители активно вовлечены в образовательную деятельность, и развитие ребёнка проходит не только в стенах сада, но и продолжается дома; центры позволяют выявить и развить предпосылки одаренности у детей.
Данный опыт работы даёт возможность эффективно реализовывать задачи федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованияпоразвитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Литература:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru
https://www.maam.ru