Мироненко Наталья Анатольевна
Организация работы с семьей в форме клуба выходного дня «Знай и люби свой край»
Дошкольное детство – это особый период в жизни ребенка, ведь именно в детстве начинают формироваться первые ощущения, потребность в самостоятельных действиях, представления об окружающем мире, о добре и зле, представления о семейных ценностях и родной земле.
В настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в дошкольных учреждениях. Мы долго думали, что же взять за основу в духовно-нравственном воспитании в светском дошкольном образовательном учреждении? Советовались с родителями – участниками образовательного процесса.
Публикация «Организация работы с семьей в форме клуба выходного дня „Знай и люби свой край“» размещена в разделах
В итоге, возникла идея создания мини-музеев в детском саду. На сегодняшний день в нашем детском саду функционирует 13 мини-музеев. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.
Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения. Все нравственное в воспитании идет от дома, от семьи. Развитие способности ребенка к добродетельной жизни определяется образом жизни отца и матери.
Поэтому мы, педагоги, должны помочь родителям понять, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности.
Сегодня хочется рассказать о своем опыте работы в этом направлении. В 2013 году педагоги ДОУ решили организовать совместное посещение детьми, родителями и педагогами музеев города Омска в форме клуба выходного дня.
С этой целью был разработан проект «Знай и люби свой край». Активное участие в разработке проекта принимали родители. Проводились встречи, беседы, собрания, но все это было не так интересно по сравнению с первой экскурсией, где родители сами увидели важность выбранного направления.
Первым посетили музей «Либеров-центр», выставку «Русское поле», посвященную 200-летию Отечественной войны 1812 года. Дети познакомились с картинами омских художников Р. Ф. Черепанова, Н. Либерова, К. Белова. Из картин художников дети узнали, что только у нас в Сибири такое высокое небо. Смогли полюбоваться красотой русского поля.
Дети узнали, что на одном из полей России произошло грандиозное Бородинское сражение, узнали его историю. Узнали о русских военных. Смогли послушать военные песни тех лет. Попробовали на вкус бородинский хлеб, узнали, почему он так называется. В конце пребывания в музее детям было предложено раскрасить изображения гусаров. Совместный поход сплотил детей и взрослых. Родители благодарили педагогов за возможность побывать в музее. Видно было, что настроение у всех хорошее. Дети оживленно беседовали с родителями, обсуждали увиденное и услышанное в музее. На следующий день в детском саду дети рисовали свои впечатления, была организованна выставка детских работ. Ребята делились с друзьями своими впечатлениями, появилось желание еще раз побывать в музее.
Следующий поход был в музей им. Врубеля в Генерал-губернаторский дворец на выставку «Чай, кофе, шоколад». На выставке дошкольники познакомились с великолепием и богатством чайно-кофейно-шоколадной посуды. Много узнали о том, какая посуда была раньше. Детям показали посуду, выпускавшуюся во Франции, в Германии, в Австрии, в Швейцарии, в России в 1780 – 1846 годы. Дети с интересом рассматривали посуду, сделанную в Китае. Особый интерес вызвал у детей наш русский самовар.
Родители были очень довольны, ведь экскурсии носят наглядно-практический характер, дети с восторгом уносят домой, то что сделали своими руками.
Так же побывали в музее имени Кондратия Белова. Познакомились с внучкой художника, которая провела экскурсию по музею, познакомила детей с картинами художника. Дети узнали, что Кондратий Белов писал картины маслом, в основном пейзажи родного края.
Самым запоминающимся было чаепитие в гостиной музея. Дети и родители пили чай из самовара.
И снова посещение музея «Либеров-центр» на празднике «Масленица». На этот раз присоединились папы. Это говорит о том, что интерес к музею у родителей повысился. В музее познакомились с картинами художника Б. Кустодиева, на картинах которого изображены масленичные гуляния. Юные артисты музея показали детям кукольный спектакль с участием Петрушки, а также у детей была возможность проводить масленицу, поводить хороводы. В завершении все пили чай с блинами.
Дети полюбили ходить в музей. Да и родители интересовались, когда пойдем в музей в следующий раз.
«Музей Воинской славы». К членам нашего клуба присоединились бабушки. Дети с интересом слушали рассказы о героях-земляках, задавали вопросы экскурсоводу. Познакомились с военной техникой. Бабушки рассказали внукам, что им было столько же лет, как им сейчас, когда началась война, как трудно им тогда было. После выхода из музея дети положили цветы к памятнику матери, у которой на войне погибли все семь сыновей.
Данная форма работы позволила показать родителям и детям ценность общения, возможность обмена информацией и эмоциями, сформировать у всех членов семьи положительный опыт посещения музея и закрепить его как традиции семьи.