Татьянина Наталья
Организация работы с родителями в образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
"Виды консультаций"
Поскольку к психологу обращаются абсолютно разные люди (разного возраста, с разными проблемами, существуют разные виды консультирования.
В зависимости от того, сколько человек консультируется одновременно, выделяют консультации:
индивидуальные;
групповые.
Конечно, индивидуальные консультации более эффективные, ведь психолог может разобраться с проблемой конкретного человека, подобрать оптимальный способ решения проблемы. В то время как групповые занятия позволяют сэкономить силы и время, охватить большое количество лиц за одно занятие.
Публикация «Организация работы с родителями в образовательных учреждениях» размещена в разделах
Кроме того, психологические консультации различат в зависимости от того, какая сторона деятельности представлена наибольшим образом. Это может быть:
коррекционное консультирование — психолог определяет, какие варианты коррекции нарушений подойдут определенному человеку;
диагностическое — уточняется диагноз;
профилактическое — это ответы на вопросы или тематические беседы, которые носят превентивный характер;
развивающее — специалист ищет пути развития личности человека;
психотерапевтическое — это консультирование, связанное с глубоким вмешательством в психику человека. Используется нечасто;
комплексное — сочетаются все виды консультирования.
В зависимости от тематической направленности выделяют:
семейное консультирование;
психолого-педагогическое;
консультирование по разрешению конфликтов;
деловое консультирование;
сексуальное консультирование;
интимно-личностное.
Семейное консультирование необходимо при выборе супруга, при проблемах, возникших в семье, а также с целью предупреждения ссор во внутрисемейных отношениях.
Психолого-педагогическое — предусматривает вопросы воспитания и обучения детей. Это может касаться и родителей, и педагогов.
Консультирование по разрешению конфликтов помогает справиться со спорами и конфликтами в коллективе или дружеской группе.
Деловое консультирование помогает выбрать профессию, развить деловые способности, повысить работоспособность, правильно организовать труд.
Сексуальное консультирование затрагивает вопросы, связанные с интимной сферой. Такое консультирование может быть личным или семейным.
Интимно-личностное — помогает избавиться от недостатков, справиться со страхами, разобраться с внутренними проблемами.
1. Организация детско-родительских праздников.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы требования по взаимодействию дошкольной организации и родителей.
Дошкольное детство - исключительно важный период жизни, когда закладываются основы физического и психического здоровья человека, важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия — миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Для успешной позитивной социализации ребенку необходимо два основных фактора:
• семья (другие люди)
• общество сверстников (равных)
ДОУ является тем воспитательным полем, которое объединят эти два фактора, представляя собой, явление социальное, где ребенок развивается как личность в условиях активизации взаимосвязи ДОУ с другими факторами и прежде всего в сфере семьи, ее ближайшего окружения, вопросы обучения и воспитания ребенка переходят в область социально – педагогических отношений. Находясь в таких условиях, ребенок задолго до перехода в школу будет приобщаться к достижениям культуры, цивилизации, тем самым гармонично развиваться как личность. Кроме того основная задача ДОУ помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, став центром, организующим детскую жизнь. Ребенок, находясь в детском саду, одновременно с предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками приобретает определенные социальные знания, умения и навыки, которые дополняют стихийно получаемый ребенком социальный опыт и обеспечивают ему более успешное освоение социальных норм, установок, ценностей и социальных ролей.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей, они должны стать помощниками педагога, творчески развиваться вместе с детьми. Воспитателю необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка.
Главной и общей целью родителей и воспитателей является воспитание здорового и всесторонне развитого ребенка. Эта цель может быть достигнута только в результате грамотно организованного плодотворного взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ.
Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка строится на принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
2. Системность и последовательность работы.
3. Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны и воспитателям и родителям.
Наиболее интересной и продуктивной формой взаимодействия является организация совместных праздников и развлечений. Бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Упражнения танцевально-игровой гимнастикой создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Создать благоприятные условия для накопления и применения танцевально-игрового опыта детьми и родителями в разнообразной деятельности;
2. Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и эмоционального комфорта;
3. Установить (определить) единые требования и цели педагога и семьи в воспитании детей;
4. Разработать систему мероприятий с семьей, целью которой является активизация и обогащение воспитательных умений родителей : поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Мероприятия могут быть разных видов: праздники, игры-путешествия, досуги, театрализованные развлечения, экскурсии, где родители являются полноценными участниками, вместе с детьми танцуют, играют, выполняют оздоровительные упражнения.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Развлечения построены на играх «родители-дети», потому что цель встречи: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Поэтому праздничные встречи проходят постоянно и стали яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты, развивается двигательная активность, как детей, так и родителей.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. В конце праздничных мероприятий всем родителям вручаются благодарственные письма, почётные грамоты, дипломы участников, медали победителей, сладкие подарки и небольшие сюрпризы, изготовленные руками детей. В результате получают удовольствие все: и дети, и воспитатели, и родители.
Можно сделать вывод, что комплексный подход к организации и проведению праздников позволил внести нечто новое в традиционную работу с родителями, обеспечив более тесный контакт «Воспитатель-ребенок-родитель». Это, несомненно, способствует укреплению взаимоотношений в семьях воспитанников, повышает их целостность и эмоциональное благополучие.
Информационные уголки.
Информационный стенд - это способ донесения важной и актуальной информации до покупателей, сотрудников, посетителей предприятия или торгового помещения. Стенды имеют особую конструкцию, благодаря которой можно быстро заменять устаревшую рекламную или новостную информацию на новую.
Информационные стенды размещают в разных учреждениях : больницы, школы, администрации, магазины, торговые центры и так далее.
Присутствие стендов позволяет родителям и ученикам видеть расписание уроков и грядущие школьные мероприятия, а также новости от дирекции школы;
Напольные
Напольные информационные стенды представляют собой легкую для передвижения конструкцию. В качестве основы используется пластиковая, магнитная или пробковая доска. Опора настольного стенда - хромированные ножки или колесики.
Напольные стенды чаще всего можно встретить на выставках, бизнес-конференциях, в торговых центрах.
Настенные
Настенные информационные стенды представляет собой щит из оргстекла, металла, ПВХ, пробки или магнита. Настенные стенды крепятся к стене при помощи подвес, которые крепятся к алюминиевому профилю (рамке).
Такие стенды пользуются большей популярностью, чем напольные, так как на них размещается важная и срочная, но постоянная информация, которая может легко изменяться в пластиковых карманах.
Настенные информационные стенды вы можете встретить в магазинах, торговых центрах, детских садах, ЖКХ или в больнице. В качестве информационных стендов для офиса часто используются настенные.
Виды информационных стендов:
Информационные стенды можно разделить на несколько видов, в зависимости от сферы их применения. Рассмотрим 8 видов информационных стендов: как выглядят и что на них необходимо размещать.
2. Формы для осуществления мониторинга результативности педагогического просвещения родителей.
Состояние современной семьи обусловлено рядом негативных фак-торов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне благополучных семьях наших воспитанников от-сутствовали взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемствен-ность педагогических традиций. Родители наших воспитанников нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания собственного ребенка.
Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудновости, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значимый вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка.
Влияние этих факторов усугубляется стремлением молодых семей жить отдельно от "старших", утерей традиций семейного воспитания - все это приводит к серьезным проблемам воспитания ребенка в семье. Среди них -уменьшение продолжительности и формализация общения матери и отца с ребенком, дефицит с их стороны внимания и душевного тепла, недостаток практического взаимодействия взрослых с ребенком, неумение разобраться в мотивах его поведения, незнание методов воспитания детей дошкольного возраста. Все эти проблемы не только затрудняют личностное развитие дошкольников, но и могут стать основой нервно-психических заболеваний.
Проведенные педагогическими работниками исследования показали, что большинство родителей чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей собственных детей. Большинство родителей не осознают своих проблем, не понимают значения последствий своего влияния, влияния семьи на ребенка в дошкольном детстве.
Многие задачи дошкольному образовательному учреждению в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, предупреждения асоциального поведения воспитанников.
На наш взгляд, взаимодействие педагогических работников и родителей может быть успешным только тогда, когда родители настроены на взаимодействие и могут выступать как его равные партнеры.
Одним из направлений работы педагогических работников по повыше-нию педагогической компетентности родителей, развитие у них партнерской позиции при взаимодействии с педагогическими работниками дошкольного-ного образовательного учреждения с родителями является психолого – педа-гогическое образование родителей. Необходимость создания программы психолого - педагогического образования родителей была обусловлена этими факторами. Считаем невозможным промедление в решении обозначенных проблем.
Перед нами встал важный вопрос: каким по содержанию должно быть
психолого-педагогическое просвещение родителей? С учетом наших семей оно должно стать дифференцированным в содержании и формах работы, с учетом типа семьи, отношении родителей к воспитанию ребенка, их педагогических возможностей, общей культуры и образования.
Программа психолого-педагогического образования родителей выстро-ена на основе изучения потребностей каждой семьи, как гарантия выбора психолого-педагогического образования.
Теоретическая и практическая значимость программы
Систематизированы и расширены имеющиеся теоретические представ-ления о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи. Выявлены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические усло-вия, позволяющие эффективно планировать, организовать и контролировать ход и результаты взаимодействия образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Определены эффективные способы, направленные на реализацию совместных усилий педагогических работников и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. Эффективность способов заключается в совместном с родителями воспитании и развитии дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогических работников с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Данная программа построена на основе приоритетных задач личност-ного развития ребенка в различные периоды дошкольного детства.
Таким образом :
разработана нормативно-правовая база;
обосновано влияние программы на повышение психолого - педагогичес-кой компетенции родителей;
сконструирована система взаимодействия детского сада и семьи;
разработаны диагностические процедуры, содержащие критерии и
показатели, инструментарий измерения системы взаимодействия,
направленной на повышение педагогической компетентности;
определен комплекс педагогических и методических условий,
обеспечивающих взаимодействие детского сада с семьей;
подготовлены методические наработки по психолого - педагогическому
сопровождению родителей.
На основе данной программы педагог может выстраивать взаимодей-ствие с семьей с учетом специфики дошкольного образовательного учреж-дения, особенностей педагогических работников и родителей, так как она ориентирована на потребности семьи, реальные проблемы, с которыми родители сталкиваются в жизни. Достоинством программы является ее ориентированность на запросы родителей разного возраста, с разным уровнем образования, педагогической компетентностью, имеющих разную установку по отношению к воспитанию ребенка.
Концепция программы - это система стратегических, философских, ор-организационных, методических и педагогических целей, которые мы должны реализовать. Иными словами - это идеальный образ взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.
Одним из важных моментов в разработке программы является осмысление стратегии, основных направлений и задач по переходу данной работы в детском саду в новое, качественное состояние, т. е действий дет-ского сада по работе с родителями.
Программа устанавливает приоритеты проблем, ресурсы и последовательность-вательность шагов для достижения стратегической цели. Мы понимаем, что дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогических работников на наш взгляд, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Важнейшим условием является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспита-тельская позиция родителей и педагогов". Определяя стратегию взаимо-действия детского сада и семьи, мы сформировали исходные идеи, ключевые позиции в этом направлении:
Взаимодействие детского сада с семьей не должно быть источ-ником конфликтов и оппозиции детского сада и родителей, а, напро-тив, должно стать стимулом педагогической рефлексии, самоэкспер-тизы достижений детского сада, поисков новых путей развития.
Возможность современных родителей выбирать детский сад опреде-ляяет в качестве одной из ключевых позиций в стратегии взаимодей-ствия формирования имиджа детского сада, его авторитета среди родителей. Опираясь на собственный опыт можно утверждать, что одним из важных мотивов
Взаимодействие детского сада с семьей - это существенный признак образовательной ситуации. Ее новизна проявляется так же и в том, что часть родителей активно стремится к педагогическому самообра-зованию, пытаясь разобраться в вопросах воспитания ребенка - дошкольника.
Таким образом, взаимодействие детского сада с родителями выстроено на системе педагогических идей, которые являются ключевыми для нашего дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие детского сада с семьей - это многомерная педагогическая проблема, это система, объеди-нившая усилия большого количества людей: педагогического коллектива, родителей, социальных партнеров дошкольного образовательного учрежде-ния, администрации - для решения конкретных задач.
Ожидаемые (конечные) результаты реализации программы:
создание нормативно-правового обеспечения;
создание системы взаимодействия детского сада с семьей;
создание механизмов внедрения взаимодействия детского сада с семьей;
создание комплекса педагогических и методических условий, обеспечивающих взаимодействие детского сада с семьей;
повышение педагогической компетенции родителей (на 80%).
Мониторинг результативности программы психолого - педагогического просвещения
Мониторинг - сбор данных об уровне удовлетворенности качеством сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, отслеживание запросов родителей, уровня их педагогической компетентности.
Любая форма сотрудничества с родителями должна иметь обратную связь -необходимо отслеживать, как влияет взаимодействие ДОУ и семьи на раз-витие обеих сторон. Реализуя программу, мы исключаем субъективные оценки, так как сложно проследить динамику развития субъектов и спроектировать дальнейшие действия.
Цель мониторинга обеспечения качества взаимодействия с семьей: Выявление эффективности реализации программы педагогического просве-щения родителей, вскрытие проблем, определение причин их появления, проведение корректирующих воздействий, направленных на проведение промежуточных и итоговых исследований полученных результатов в соот-ветствии с намеченными целями и задачами.
Принципы:
оптимальность;
соответствие показателей его базовым значениям (которые принимаются за основу при измерении и оценке);
достоверность и объективность формируемых показателей.
Методы изучения результативности психолого-педагогического просвещения
родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.
Для изучения результативности психолого – педагогического образования родителей (законных представителей) воспитанников мы использовали такие методы как:
опрос (анкетирование);
наблюдение;
тестирование.
Применив эти методы, мы изучили:
уровень педагогической компетентности родителей;
стиль взаимоотношений родителей и ребенка;
удовлетворенность родителей организацией психолого - педагоги-ческого просвещения;
удовлетворенность родителей взаимоотношениями с ребенком;
активность родителей на заседаниях родительского клуба.
По результатам проведенных исследований мы пришли к заключению о том, что наиболее эффективным методом изучения результативности психолого-педагогического просвещения родителей является метод анкетирования, так как помогает получить ответы на все выше указанные вопросы. А также такие методы как наблюдение и тестирование, которые тоже помогают выявить: стиль взаимоотношения родителей и ребенка; удовлетворенность родителей взаимоотношениями с ребенком.