Когогина Марина Мечиславовна
Организация работы с родителями по познавательному развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая гостиная
на тему «Один день из жизни группы»
Пояснительная записка
Взаимосвязь детского сада и семьи - необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, для развития ребенка необходимо именно их взаимодействие.
Признавая приоритет семейного воспитания, мы постарались перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада. Реализуя принцип открытости ДОУ «внутрь», т. е. вовлекая родителей в образовательный процесс детского сада, педагоги могут сделать его более свободным и гибким. Мы нацелены на то, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой. Для нашего учреждения мероприятия с родителями - это не просто родительские собрания с представлением теоретических знаний, а активная демонстрация педагогических приёмов и методов работы с детьми, открытая для родителей «педагогическая копилка» опыта работы педагогов по различным направлениям детского развития.
Публикация «Организация работы с родителями по познавательному развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Представленное вашему вниманию мероприятие проведено в форме «Педагогической гостиной», с участием узких специалистов ДОУ (логопед, психолог родителей и воспитанников.
Использование в работе с родителями такой формы как «педагогическая гостиная» обеспечивает положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу и полное погружение в образовательный процесс. Апробирование родителями применяемых с детьми в процессе образовательной деятельности форм, методов и приёмов работы педагогов с детским коллективом, дает им более полное представление об образовательном процессе, вселяет в них спокойствие и уверенность в том, что дошкольное учреждение к каждому ребенку найдет индивидуальный подход, раскроет его способности, поддержит в творческих проявлениях. В конечном итоге, такая форма взаимодействия с семьями воспитанников предоставляет полноценную возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.
Посещение педагогических гостиных позволяет родителям по-новому взаимодействовать с детьми уже в домашних условиях, с учетом всего
увиденного, а также услышанных на данном мероприятии рекомендаций педагогов.
Участники гостиной: родители воспитанников группы старшего дошкольного возраста «Кнопочки», старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели группы, инструктор по физической культуре.
Цель: ознакомление родителей с методами, приёмами, формами работы с детьми в процессе организации образовательного процесса в группе старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) дать представление родителям о распорядке дня, режиме занятий детей в группе;
2) познакомить с эффективными и педагогически целесообразными методами и формами взаимодействия с детьми в различных направлениях развития;
3) увеличить количество родителей, прислушивающихся к рекомендациям педагогов;
4) повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах образования и воспитания детей;
5) укрепить авторитет педагогов в глазах родителей группы Оборудование :
- 5 детских столов, 15 стульев, лист в клетку, простой карандаш и ластик,
- для чаепития: чайник, чайный сервиз, конфеты.
- ТСО: интерактивная доска, слайдовая презентация «Меню на завтрак», анимированной мнемотаблица «Тише мыши, кот на крыше», музыкальный центр, «Системы опроса и тестирования ActiVote»,
Место проведения: музыкальный зал.
Ход мероприятия:
Вводная часть (5 минут)
Старший воспитатель: Уважаемые родители, мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодня у нас будет необычная встреча. Мы хотим вас познакомить с жизнью ваших детей во время их пребывания в нашем дошкольном учреждении. Но сделать это так, чтобы от этого была большая практическая польза и вы не только получили информацию, но и обрели практические навыки, получили полезные рекомендации, которые помогут вам в воспитании и развитии ваших детей в домашних условиях. В ходе нашей встречи вы в игровой форме познакомитесь с различными образовательными технологиями, методами и приёмами развития детей в различных областях, методами обеспечения необходимого для здоровья и физического развития каждого ребенка уровня двигательной активности. Мы стремимся, чтобы семья и детский сад стали единым образовательным пространством для всестороннего развития личности каждого ребёнка, поэтому нам важно прийти к взаимопониманию и взаимодополнению в этом вопросе, найти общие подходы к его построению, эффективно взаимодействовать при проектировании индивидуальной траектории развития каждого нашего воспитанника.
Итак, я приглашаю вас с помощью «волшебства» вернуться в недалёкое прошлое и окунуться в беззаботные детские годы, почувствовать себя ребёнком, счастливым без всякой особенной причины.
Звучит «волшебная» музыка
Воспитатель «погружает» родителей в игровую ситуацию «общаемся в группе».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы сегодня не остались дома, а пришли к нам, к своим друзьям, чтобы интересно и с пользой провести своё время. Давайте поприветствуем друг друга с помощью игры «Эхо».
Воспитатель комментирует цель данной игры: создавать обстановку доверия в группе, развивать групповую сплоченность. Развивать эмоциональную выразительность, внимание, быстроту реакции.
Ход приветствия: Каждый родитель проговаривает и прохлопывает свое имя (например, Та-ня). А все остальные родители, как эхо, его повторяют. Воспитатель: Вот все и в сборе. Сегодня я приготовила для вас новую
интересную игру «Если нравится тебе» (звучит музыка, воспитатель пропевает слова песни, затем пропевает их вместе с родителями)
Если нравится тебе, то делай так (хлопаем в ладоши) 2 раза Если нравится тебе то и другому покажи.
Если нравится тебе, то делай так (хлопаем в ладоши)
Если нравится тебе, то делай так (топаем ногами) 2 раза Если нравится тебе, то и другому покажи Если нравится тебе, то делай так.
Воспитатель комментирует цель данной игры: создание положительного эмоционального фона, развитие внимания, памяти.
Воспитатель подводит родителей к мысли о том, родители являются источником освоения детьми интересных игр и новых знаний.
Воспитатель: Понравилась игра? Я очень рада. Эта игра отлично подходит, чтобы вместе поиграть дома с нашими сестренками и братишками или друзьями, правда? Мы с вами хорошо размялись. Но нам предстоит сегодня еще долго общаться друг с другом. Давайте разомнем наши язычки и щёчки, подготовим их к общению. Присаживайтесь на ковёр. Воспитатель демонстрирует родителям упражнения из артикуляционной гимнастики. Воспитатель комментирует цель проведения данной игры: познакомить родителей с упражнениями артикуляционной гимнастики, как важного условия правильного формирования артикуляционного аппарата и произношения детьми звуков. Указывает на важное значение выполнения этих упражнений в домашних условиях. Обращает внимание на то, что для мамочек они полезны еще и тем, что одновременно являются упражнениями современного направления омоложения лица - фейсфитнес.
Воспитатель обращается к родителям : Ребята, я приглашаю вас присесть на ковер на наш «утренний круг». Предлагаю сегодня обсудить наши любимые игры. Давайте каждый из вас назовет свою любимую игру и объяснит, за что он её любит и как в неё играть.
Родители по очереди называют любимые игры из своего детства и причины, по которым эта игра была для них самой интересной. Воспитатель интересуется: научили ли родители играть своих детей в свою любимую игру, и если нет, то почему? Кто, по их мнению, должен это сделать? Ведь любимые игры у всех разные.
Воспитатель подводит родителей к мысли о том, что учить играть своих детей должны сами родители.
Воспитатель: Ребята, нас уже ждут на зарядку. Пройдемте в спортивный зал.
«Утреннюю зарядку» проводит инструктор по ФИЗО. Упражнения проводятся в сопровождении детской песни с движениями «Солнышко лучистое любит скакать».
После зарядки родители возвращаются в музыкальный зал.
Воспитатель обращается к родителям; После зарядки нам необходимо вымыть руки, не так ли? Нас ждёт вкусный завтрак.
На слайдах поочередно появляются фотографии блюд, которые дети употребляют на завтрак.
Воспитатель комментирует цель проведения данной игры: познакомить родителей с вариантами завтраков детей и обоснованием выбора блюд для детского меню.
Воспитатель просит родителей по очереди назвать блюда и их полезные качества.
Воспитатель предлагает родителям подобрать синонимы к пожеланию «приятного аппетита» («кушайте на здоровье», «хлеб -соль»)
Воспитатель комментирует цель проведения данной игры: расширение словарного запаса. Воспитатель обращает внимание родителей на важность подбора детьми синонимов как способа расширения словарного запаса. Воспитатель обращается к родителям : У нас с вами есть еще немного времени до занятия. Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто что любит». Согласны: Цель данной игры: содействовать улучшению общения со сверстниками, формировать взаимопонимание, развивать сотрудничество. Ход приветствия: Ведущий говорит о том, что все люди очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом и просит: «Встаньте те, кто любит мороженое (плавать, ложиться спать вовремя, убирать игрушки и т. д.). Те, кто согласен с высказыванием ведущего, должны встать. Родители сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
Воспитатель последним вопросом в игре «А кто любит из вас решать интересные задачки?» подводит родителей к следующему режимному моменту - к образовательной деятельности.
Воспитатель обращается к родителям : Ребята, кто из вас знаком с Математическим знайкой? Кто он такой?
Воспитатель кратко знакомит родителей с содержанием регионального проекта «Математический знайка» и ходом его реализации в детском саду. Воспитатель: Математический знайка очень заинтересован, чтобы мы с вами хорошо учились в школе, он хочет, чтобы все дети хорошо знали математику, становились умнее день ото дня, в школе были успешными. Сегодня он снова прислал нам по электронной почте задания. Давайте попробуем их выполнить?
Воспитатель с помощью слайдовой презентации проводит занятие с «детьми - родителями». На слайде появляются задания от Математического знайки: Задание 1. «Решите задачи на смекалку». Упражнение выполняется с целью закрепления навыков формирования вычислительной деятельности, развитие слухового внимания и навыка выполнения простых арифметических операций в уме
- На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?
- 5 лисят песок копают,3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки
- Сколько ушей у трёх мышей?
- На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?
- Сколько лап у двух медвежат?
Задание 2. «Сложи фигуру» Задания направлены на закрепление навыка математического моделирования по схеме и без, развитие логического и пространственного мышления, творческого воображения. Задание выполняется с использованием дидактических пособий: палочек Кюизенера, блоков Дьеныша, «Танграм»
Задание 3. Графический диктант. Воспитатель предлагает выбрать родителям задание одного из трех уровней сложности, демонстрируя применение технологии индивидуального подхода к детям на занятиях (1 уровень сложности - графический диктант «Гриб», средний - «Черепаха», высокий уровень сложности - «Белка»).
После выполнения графического диктанта воспитатель акцентирует внимание родителей на значении такого педагогического средства как «графический диктант» для детского развития. Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Воспитатель обращается к родителям : Ребята, кому задания от Математического знайки показались сложными? Кто смог самостоятельно сделать все задания? Очень хорошо. А то выполнил задания с помощью товарища? Давайте, попробуем себя оценить: кто выполнил задания сам, возьмёт 2 звездочки, кому помогали - 1 звёздочку. Давайте теперь посмотрим, у кого сколько звёздочек получилось.
Воспитатель обращается к родителям : Ребята, получается, что мы с вами справились со всеми заданиями. Как вы думаете, не пора ли нам размяться? Воспитатель предлагает родителям танцевальную разминку «Сидела кошка на окошке» (танец в кругу, с движениями)
Воспитатель обращается к родителям : У нас скоро будет Новогодний праздник. Уже нужно учить стихотворения для Деда Мороза. Кто уже начал? Молодцы. Ребята, чтобы выучить длинное и интересное стихотворение, которое понравилось бы Деду Морозу, нужно тренировать память. У кого хорошая память? А вот мы её сейчас потренируем? Хотите? Воспитатель предлагает «детям» потренировать память с помощью «мнемотехники». Затем кратко объясняет суть образовательной технологии «мнемотехника», предлагая практическим образом убедиться в её эффективности.
Воспитатель обращает внимание на интерактивную доску, и демонстрирует родителям одну из «живых мнемотаблиц» (анимированной мнемотаблицы; источник - https://www.youtube.com/watch?v=v XrqphEudk, которая позволяет на занятии заучить каждому из родителей стихотворение «Тише мыши, кот на крыше».
Воспитатель обращается к родителям : Ребята, я вам предлагаю научить сегодня этому стихотворению своих родителей. Сможете? Хорошо запомнили? Вот и отлично. А у нас подошло время обеда. И я вам предлагаю с помощью волшебной палочки превратиться обратно во взрослых людей, снова оказаться родителями наших воспитанников. Воспитатель: Давайте присядем за столы и за чашкой чая обсудить ваши впечатления от нашей сегодняшней встречи в «педагогической гостиной». Педагог-психолог проводит рефлексию мероприятия, предлагая родителям обсудить следующие вопросы:
• Что почувствовал каждый родитель, находясь в роли «детей»?
• Удалось ли вам получить представление о мероприятиях образовательного процесса, которые ежедневно проводятся с дошкольниками в детском саду?
• Испытывал ли родитель на данном мероприятии интерес?
• Мероприятие повысило мою педагогическую компетентность \ На мероприятии я не узнал ничего нового.
• Как вы считаете, доступны ли для применения в домашних условиях игры и методики, с которыми вы познакомились на нашем мероприятии?
Да/нет
• Будут ли родители использовать рекомендации педагогов дома?
Рефлексия (диагностика удовлетворенности родителей)
Рефлексия мероприятия проводится с помощью «Системы опроса и тестирования ActiVote». Родителям были предложено с помощью пультов для голосования оценить следующие параметры по показателям «высокий», «средний», «низкий уровень» :
- уровень проведения мероприятия;
- доступность изложения материала;
- вероятность применения рекомендаций в домашних условиях;
- успешность выбора формы проведения мероприятия.
Получив обратную связь далее старший воспитатель совместно с родителями формулирует общие выводы по мероприятию. Последним вопросом, старший воспитатель просит выбрать тему следующей встречи из предложенных, либо сформулировать свою.
Список использованной литературы
1. Метенова Н. М. Родительское собрание в детском саду. Ярославль 1998