Светлана Заплитная
Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вступительное слово:
Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» - говорит С. Н. Николаева, автор многих программ по экологии.
Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.
Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме является программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», а также следующие методические пособия:
• С. Н. Николаева “Как приобщить ребенка к природе”.
• Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста.
• Л. М. Потапова “Детям о природе”.
• Н. А. Рыжова “Наш дом–природа”, “Воздух–невидимка”.
• Я. П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”.
• В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич “Прогулки в природу”;
• М. А. Кузнецова, А. С. Резникова “ Сказания о лекарственных растениях”.
• М. М. Марковская “ Уголок природы в детском саду”.
• О. В. Мариничева, Н. В. Елкина “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года”.
• И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова “ Прогулки в детском саду”.
• Л. И. Грехова “В союзе с природой”;
• Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова “Формирование экологической культуры дошкольников”.
• Л. А. Владимирская “ От осени до лета”.
• Н. В. Коломина “ Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
• Е. А. Свешникова “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”.
• Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”.
Основная работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
В нашем детском саду работа строится на основе парциальных программ:
«Наш дом природа» автор Н. А. Рыжова и «Юный эколог» автор С. Н. Николаева.
Формы работы с детьми:
ООД по экологии
Беседы
Экскурсии
Экологические тропинки на прогулке
Наблюдения в природе
Дидактические игр и упражнения
Опыты и эксперименты
Видео - занятия и презентации
Наглядные пособия для рассмотрения и обсуждения
Дежурство в уголке природы
Индивидуальная работа с воспитанниками.
Экологическая сказка (спектакль) с участием детей.
Формы работы с родителями:
Изготовление поделок из природного материала с своим ребенком
Выпуск стенгазеты по экологической теме
Родительские собрания, мастер – классы, открытые мероприятия
Помощь в обустройстве прогулочных участков, экологической тропы.
Помощь в организации центра по экологии в группе.
Консультативные материалы, папки – передвижки с экологической тематикой.
Основополагающие принципы и задачи нашей работы:
Региональный компонент – изучение природы родного края (Дальнего Востока)
Задачи:
• Формировать понятия на основе наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.
• Применять свои знания в практической деятельности.
• Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей малой Родине.
• Создавать благоприятные условия для самовыражения ребенка, возможность проявлять свою индивидуальность.
Научность и доступность понятий.
Задачи:
• Давать естественные научные знания по схеме: «представления – понятия – знания».
• Обеспечить преемственность знаний и углубление их содержания.
Принцип «Спирали»
Задачи:
• Используя обретенный опыт ребенка на расширение и углубление представлений и понятий.
• Учить применять более сложные приемы и методы в исследованиях.
Принцип интеграции
Задачи:
• Объединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
• Закреплять знания через продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд, аппликация, лепка, конструирование из бумаги – оригами, бросового и природного материала).
Методы и приемы, используемые в нашей работе:
Наглядные: огород на подоконнике, календарь природы, комнатные растения, книги и картин о живой и неживой природе.
Практические: оборудование для элементарных опытов и экспериментов - (лупа, компас, песочные часы, мензурки и мерные стаканы). Коллекции природных материалов (шишки, камни, ракушки, семена). Подборки дидактических игр, описание опытов с неживой природой.
Словесные: беседы, наблюдения, рассматривание картин о природе, чтение художественной литературы.
Экологическое воспитание старших дошкольников в повседневной жизни.
Повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты.
1. Утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы. Так в группе № 13 «Медвежата» на начало рабочего дня всегда есть группа детей (ночных) их 10 – 8 человек, с которыми я ухаживаю за нашими цветущими растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание).
2. Промежуток между занятиями и обедом. На прогулке в более теплое время года и в группе при низких температурах.
3. Вечернее время после полдника – рассматривание альбомов, картинок по живой и неживой природе. Время для работы по подгруппам – опыты с неживыми объектами.
Планирование циклов наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада, которые проводятся на протяжении всего учебного года. В старших группах 8 – 10 наблюдений одного цикла провожу последовательно друг за другом с разрывом в 2-3 дня. Сентябрь – цветущие растения. Октябрь – песок, ноябрь – деревья. Декабрь – вечернее небо, январь – зимующие птицы, февраль – рост лука на подоконнике. Март – ветки вербы, березы в вазе, апрель – первые цветы весны, май – пробуждение насекомых.
Систематически проводятся наблюдения за погодой – одну неделю в месяц дети рассматривают небо, уточняют осадки, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Используется календарь природы, таблицы по этапам роста растений (лука, рассады).
В рамках экологического воспитания в подготовительной к школе группе № 13 «Медвежата» приняли участие в городском смотре «Экологическая сказка» - подготовила воспитатель Комарова А. М. В старшей группе № 3 «Почемучки» прошла открытая ООД воспитатель Сушевская И. Г.
Также в старшей группе ранее был реализован проект «Как Кеша стал птицей» - составленный Сушевской И. Г. и выполнен Заплитной С. Л.
В 2017 году дети из группы № 13 участвовали в разовой акции «Красная книга Дальнего Востока в рисунках» - дети узнали, какие животные, птицы и растения, занесены в красную книгу по Дальнему Востоку.
Также каждый год проводятся разовые акции «День Земли», «День воды», «Наша планета», «Помощники природы».
Наши воспитанники каждый год принимают участие в выставках ДОУ:
«Дары осени», «Зимние фантазии».
Отдельно надо отметить опытно-экспериментальную деятельность со старшими дошкольниками в обеих группах.
ООД «Свойства материалов», «Свойства магнита», «Расскажем о воде», «Цветные льдинки», «Песочные замки», «Вечер мыльных пузырей», «Воздух волшебник».
Совместные работы в создании макетов «Экосистема леса», «Вулкан», «Сила реки – зажигает свет, электростанция»
Игровые упражнения: «Угадай по вкусу», «Узнай по запаху», «Опиши объект, не называя его».
Центр «Воды и песка».
В своей работе для определения уровня экологического воспитания у детей старшего возраста использую ряд методик:
Методика 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Методика 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Методика 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Методика 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами). Цель - определить уровень знания времен года.
Методика 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
В первой методике детям предлагалось назвать и расселить животных, птиц и насекомых по местам их обитания.
Во второй методике детям предлагалось ответить на вопросы о комнатных растениях и выделить лишний вид растения из класса.
В третий методике детям предлагалось определить содержимое баночки. После того как ребенок называл объекты неживой природы.
В четвертой методике детям предлагалось ответить на ряд вопросов и нарисовать картинку с любимым временем года.
В методике №5 детям предлагалось ответить на ряд вопросов об их отношении к миру природы.
Заключение. Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу! Спасибо за внимание!