МААМ-картинки

Организация работы с одаренными детьми, оказание дополнительных образовательных услуг: профильные группы, кружки

Татьяна Журавель
Организация работы с одаренными детьми, оказание дополнительных образовательных услуг: профильные группы, кружки
▼ Скачать + Заказать документы

Круглый стол (педагоги + родители) на тему

«Организация работы с одаренными детьми, оказание дополнительных образовательных услуг : профильные группы, кружки»

Уважаемые коллеги и родители, перед вами два флажка: красный и желтый. Я предлагаю Вам сейчас определиться в своем мнении.

Публикация «Организация работы с одаренными детьми, оказание дополнительных образовательных услуг: профильные группы, кружки» размещена в разделах

Кто считает, что одаренность встречается очень редко, встаньте в круг вокруг красного флажка. А кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему, встаньте вокруг желтого флажка.

Те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам, встаньте вокруг красного флажка. Те же из Вас, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать, займите место вокруг желтого флажка.

Кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми, встаньте вокруг красного флажка, а желающие узнать о работе с одаренными детьми больше, встаньте вокруг желтого флажка.

Мы с вами встали в один большой дружный круг. Я приглашаю вас на круглый стол «Работа с одаренными детьми». Для того, чтобы вместе обсудить эту проблему и поделиться друг с другом опытом своей работы с одаренными детьми. Вопросов по этой проблеме много, и мы вместе найдем ответы на поставленные вопросы.

Займите, пожалуйста, места за столами. Сегодня мы обсудим эту тему и попробуем дать ответ на следующие вопросы:

I. Что такое одаренность.

II. Признаки одаренности.

III. Каким должен быть педагог, работающий с одаренными детьми.

IV. Как должна строиться работа с одаренными детьми.

V. Работа профильных групп и кружков в нашем дошкольном учреждении

Перед вами лежит шкала с двумя крайними мнениями.

Одаренность :

• Все дети являются одаренными.

• встречается редко

Отметьте, пожалуйста, на шкале, где находится ваша точка зрения. Отложите пока шкалу в сторону.

Прежде, чем перейти к обсуждению первого вопроса, прошу вас выполнить упражнение "Разрушители легенд" (работа в группах)

Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, предварительно обсудив их в группах. Через 1 минуту озвучьте свою точку зрения.

1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.

2. Если обучающийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь.

3. Если обучающийся неуспевающий, о какой одаренности может идти речь.

4. Если обучающийся явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.

Сейчас мы выслушали ваше мнение по поводу стереотипов об одаренных детях.

Но что же такое одаренность?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

А как же мы можем узнать, что имеем дело с одаренным ребенком? Очень часто я на совещаниях слышу от своих учителей такую фразу: «По моему предмету одаренных детей нет, что Вы от меня требуете результатов на олимпиаде».

Как же мы можем понять, что наш воспитанник – одаренный ребенок? Как вы определяете, что этот ребенок имеет большой потенциал в той или иной деятельности?

Рассмотрим признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

Наличие специфических стратегий деятельности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.

Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

• Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

• Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

• Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

• Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

• Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Мы с Вами определили те критерии, по которым будем отбирать одаренных учеников.

А каким должен быть педагог, работающий с одаренными детьми?

Одарённые воспитанники требуют талантливого педагога.

Доказано, что педагоги, работающие с одарёнными детьми,

- иметь хорошие теоретические познания, умеют обучать профессионально практическим навыкам,

- возбуждать интерес к предметам,

- иметь творческое даже нетрадиционное личное мировоззрение,

- обладать хорошим здоровьем и жизненной стойкостью,

- иметь готовность к дальнейшему приобретению специальных знаний,

- иметь живой и активный характер,

- иметь чувство юмора (но без склонности к сарказму,

- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы,

- иметь высокий уровень интеллектуального развития.

Список профессиональных умений у педагога, работающего с одаренными детьми :

- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

- умение модифицировать учебные программы;

- умение стимулировать когнитивные способности воспитанников;

- умение работать по индивидуальному плану;

- умение консультировать родителей.

А как же должна строиться работа с одаренными детьми, с будущими Ключевским, Ломоносовым, Соловьевым?

Какие формы работы с одаренными детьми вы используете?

Формы работы с одаренными учащимися :

• творческие мастерские;

кружки по интересам;

• занятия исследовательской деятельностью;

• конкурсы;

работа по индивидуальным планам;

• преемственность со школой.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут и цель его составления

• Индивидуальным образовательным маршрутом является программа образовательной деятельности ребенка, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.

Цели данной работы :

• создание условий для развития творческой личности;

• развитие индивидуальности ребенка, выявление и раскрытие его самобытности, своеобразия его возможностей;

• обеспечение широкой общеобразовательной подготовки в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями ребенка;

• развитие духовно-нравственных основ личности ребенка;

При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

1) Ускорение.

Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

2) Углубление.

Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

3) Обогащение.

Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.

4) Проблематизация.

Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.

При разработке индивидуального образовательного маршрута надо использовать следующие рекомендации.

Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными детьми.

1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в течение всего дня, а также в форме индивидуального работы, самостоятельной работы ребенка по той или иной деятельности

2. Индивидуальная работа с воспитанниками организуется в рамках содержания образовательной программы. По усмотрению педагога возможно изучение дополнительных тем.

3. При изучении отдельных учебных тем педагог определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т. д. Дополнительный материал отрабатывается ребенком под руководством педагога. Преобладает самостоятельная работа ребенка при освоении дополнительных знаний и умений, а также работа дома с родителями.

4. Для работы с одаренными воспитанниками педагогом планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, выступления перед детьми, участие в мероприятиях и т. д.

6. По мере работы с ребенком у педагога накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными детьми.

7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ребенка и родителей.

В нашем дошкольном учреждении функционируют 2 профильные группы :

- физкультурно – оздоровительная (средняя) - руководитель Куликова О. А.

- эколого – валеологическая (старшая) – руководитель Вилентко Е. Л.

Работа профильных групп проводится по специально разработанным программам, с использованием нетрадиционных форм и методов работы с детьми.

Педагоги профильной группы физкультурно – оздоровительного направления работали над задачей по созданию условий для качественного улучшения физического состояния, развития и здоровья ребенка. Воспитатель профильной группы Куликова О. А. разработала дополнительный комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. В течение учебного года педагоги создают позитивно-эмоциональный климат; проводят занятия, беседы, игры, чтение художественной литературы для формирования у детей понятия ценности здоровья и здорового способа жизни. Проводят подвижные игры с физическими упражнениями с элементами спорта.

Обучающиеся профильной группы в течение учебного года принимают активное участие в социальном проекте «Дружи со спортом с малых лет». Педагогами собираются фото- и видеоматериалы спортивных мероприятий.

В результате работы по данному направлению у детей сформируется представление о здоровом образе жизни; повысится интерес к физкультурным занятиям. Педагоги создали комфортные условия для проведения физкультурных занятий в МДОУ и дома (были проведены консультации, беседы с родителями). У родителей расширились знания о здоровом образе жизни и сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка. Родители были вовлечены в единое пространство «Семья + детский сад».

С сентября 2015 года работает группа по экологическому направлению. Руководитель данной профильной группы – Вилентко Е. Л.

Елена Леонидовна имеет опыт работы по данному направлению с 2007 года. В профильной группе созданы все условия для воспитания любви к природе у самых маленьких воспитанников МДОУ, а именно: уголок «Природа» : аквариум, много цветов. Оформлено много папок-передвижек, которые содержат интересный материал. В течение учебного года педагоги группы организовывают совместную познавательную деятельность с детьми : экскурсии, наблюдения, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, коллекционирование, моделирование, решение проблемных ситуаций; в совместной деятельности использовались экологические игры, экологические развлечения.

На конец учебного года у детей формируется:

* гуманное отношение к природе (нравственное воспитание);

* система экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

* эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

* желание ухаживать за растениями и животными, положительное отношение к охране и защите природы

В течение учебного года проводиться кружковая работа :

«Крепыш» (валеологическое развитие, 22 ребенка, 1 младшая группа) - руководитель Якимчак Е. И.

«Юный пожарный» (правила пожарной безопасности, 20 детей, 2 младшая группа) - руководитель Михайлова Н. Н.

«Природа и мы» (экологическое воспитание, 20 детей, подготовительная группа) - руководитель Кузьменко О. М.

Работа всех кружков проводится согласно плану, программ, с учетом индивидуальных особенностей детей. Цель кружковой работы - расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в определенной деятельности; повышение качества воспитательно-образовательной работы в МДОУ.

Анализ работы вокального кружка «Крепыш».

Цель: Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Ориентация воспитанников на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной учебно-воспитательной работе. Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность. Каждое занятие с малышами предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, непосредственная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематики.

Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование родителей, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям и др.

Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию будет наличие у детей:

знание правил гигиены и ухода за своим телом;

знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

В результате реализации программы кружка «Крепыш» по формированию культуры здоровья у детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.

Анализ работы кружка «Природа и я».

Цель: Формирование основ экологической культуры старших дошкольников средствами ознакомления с природой в игровой, творческой и элементарной исследовательской деятельности

Большая роль отводится практическим занятиям, проходящим непосредственно в живом уголке. Последовательность изложения материала основана на сезонных изменениях в жизни животного и растительного мира нашей местности. Дети имеют возможность использовать на занятиях иллюстративные материалы, гербарные образцы, обучающие фото и видео материалы. Для повышения мотивации к обучению на занятиях всегда приводятся интересные факты, легенды, связанные с изучаемыми объектами и явлениями природы.

В течение учебного года дети принимают участие в экологических викторинах, конкурсах, экскурсиях, которые направлены на закрепление теоретического материала, сбор материалов для изготовления поделок, творческих работ, проведения экспериментов. На занятиях используются элементы методов психотерапии: музыкальная релаксационная психотерапия, игротерапия, сказкотерапия и т. д.

Проводится работа с родителями : оформлен информационный уголок, в котором регулярно вывешивается информация о работе кружка, фотоотчеты. Родители привлекаются к оформлению природного уголка в группе.

В ходе обучения у детей формируются элементарные знания о природе; умения и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями; первоначальные практические навыки рационального природоиспользования; навыки ухода за растениями и животными.

Анализ работы кружка «Юный пожарный».

Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

С детьми проводятся занятия в игровой форме, дидактические игры, беседы, используется художественное слово. Для родителей оформлен уголок, в котором 1 раз в квартал меняется информация (памятки, беседы, художественное слово и др.).

Руководитель Михайлова Н. Н. разработала конспекты занятий, бесед с детьми; подобрала иллюстрации по теме. После первого года обучения дети выучили правила поведения при пожаре, основы пожарной безопасности, ознакомились с профессией «Пожарный».

Заключение

На сегодня можно твердо утверждать, что каждый ребенок одарен от природы огромным объемом возможных способностей - потенциалом, которого может хватить на воспитание гения даже в нескольких областях.

Раскрыть этот потенциал педагогам можно, только отказавшись от традиционных представлений о природе одаренности и таланта.

Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения

Одаренность :

• Все дети являются одаренными.

• встречается редко

Отметьте, пожалуйста, на шкале, где сейчас находится ваша точка зрения

В заключение хотелось бы услышать ваши впечатления об увиденном и услышанном, я прошу вас оставить отзыв в виде пятистишья "Синквейн", алгоритм написания которого представлен ниже

1-я строка Кто? Что? 1 существительное

2-я строка Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза.

Хочется в конце вспомнить замечательные слова В. А. Сухомлинского:

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат». Так пусть же наши руки будут умелыми.

Публикации по теме:

Беседа «День пожилых людей» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областейБеседа «День пожилых людей» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Беседа с детьми подготовительной группы «День рождения Краснодарского края» с интеграцией образовательных областейБеседа с детьми подготовительной группы «День рождения Краснодарского края» с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО : " Социально-экономическое развитие ", " Речевое развитие ", " Познавательное развитие ", " Художественно-эстетическое.

Беседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» с интеграцией образовательных областейБеседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процессОрганизация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Организация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособиеОрганизация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Разноцветные ленточки», созданное для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с одаренными детьми, оказание дополнительных образовательных услуг: профильные группы, кружки
Опубликовано: 16 июня 2021 в 10:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы с одаренными детьми, оказание дополнительных образовательных услуг: профильные группы, кружки» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Журавель (УИ 489850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД