Оксана Захарова
Организация работы по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование финансовой культуры у детей необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно этот период является благоприятным для приближения ребенка к реальности жизни, закладывания основ познания и интереса к образованию.
Находясь в обществе, каждый человек придерживается моральных норм, которые регулируют отношение человека к самому себе, к другим людям, к труду, к природе. В настоящее время эти отношения проявляются в экологической и экономической культуре, в гуманном отношении к окружающему миру, в трудовой направленности.
Публикация «Организация работы по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Отличительные черты финансово грамотного человека :
- он знает свои права;
- владеет актуальной информацией о финансах;
- он ведет учет доходов и расходов;
- умеет выбирать финансовые услуги;
- тратит меньше, чем зарабатывает.
Практика работы по данной теме показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Именно в дошкольном возрасте важно заложить основы трудолюбия, организованности, бережливости, самостоятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность в дошкольном учреждении должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое развитие.
Содержание образовательных областей зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка).
Перед организацией детской деятельности, педагогу необходимо тщательно продумывать методы и приемы мотивации и активизации дошкольников, создавать условия для выбора, когда дети становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Необходимо использовать не только традиционные формы работы (беседы, чтение художественной литературы, игры, наблюдения, экскурсии, но и современные (викторины, конкурсы, проблемные задачи, проектную деятельность, моделирование и др.). Примерная тематика сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Аптека», «Строительная компания», «Кафе», «Бюро путешествий», «Автозаправка», «Парикмахерская». Рекомендуемая литература для чтения детям: народные сказки «Колосок», «Трудовые деньги», «Айога», «Муха-Цокотуха», «Мороз Иванович», «Как старик корову продавал». «Каша из топора», «Богач и бедняк», Б. Заходер «Портниха», С. Маршак «Почта», С. Михалков «Дядя Степа», «А что у вас?»,
В. Маяковский «Кем быть», А. Толстой «Буратино», Ш. Перро «Золушка» и т. д.
Обязательным условием при формировании основ финансовой грамотности является модернизация развивающей предметно-пространственной среды в группе. В связи с этим, при проектировании РППС, возможно организовать зоны : информационную (книги, литература, альбомы, плакаты, коллажи); занимательную (головоломки, ребусы, задачи, кроссворды, лабиринты, рабочие тетради с заданиями); игровая (игрушки, предметы, игрушки-заместители, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, деньги, нарисованные детьми, кошельки, карты, макет-банкомат).
Основу организации образовательного процесса должны определять:
- игра как ведущий вид деятельности ребенка;
- применение наглядности;
- создание развивающей предметной среды;
- обеспечение двигательной активности детей;
- диалогическая форма общения;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение детей;
- введение элементов проблемности;
- закрепление понятий в деятельности;
- привлечение родителей к финансовому воспитанию детей.
Первый социальный опыт дети получают в семье, они рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. В процессе организации образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности необходимо включение родителей, как активных участников. Совместно педагогам и родителям, нужно помочь детям разобраться и понять сложные вопросы, возникающие при ознакомлении с миром финансов, создать благоприятные условия для личностного развития. Родители могут раскрыть суть финансовой стороны жизни семьи : кто зарабатывает деньги в семье, кто кем работает (семейные профессии, что такое семейный бюджет и как он формируется, как правильно тратить и экономить деньги.
Основными направлениями и формами работы с родителями (законными представителями) являются: информационные методы (тематические стенды, консультации, вкладка на сайте дошкольного учреждения); практические (семинары-практикумы, тренинги, выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы, аукционы, проекты, веб-квесты, финансовые фестивали, ярмарки).
Тесный контакт между воспитателем и семьей помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии ребенка.
Таким образом, основы финансовой грамотности у детей необходимо закладывать с дошкольного детства, обсуждая вопросы экономической культуры с родителями, создавать условия в формировании успешного будущего для подрастающего поколения.
Литература
1. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации. /Автор-сост. О. В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.
2. Галкина Л. Н. Экономика для детей. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.
3. Финансовая грамотность дошкольников : две стороны проблемы. Шатова А. Д. //Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018. – с. 22–26.