Марина Лазарева
Организация работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста--это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой,как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Публикация «Организация работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
Роль семьи в развитии у ребенка культуры безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С его точки зрения все, что делают мама и папа, правильно.
До определенного возраста родители являются для ребенка образцом поведения. Поэтому в комплекс мероприятий по изучению ПДД включена работа с родителями, так как родители являются не только непосредственными участниками дорожного движения, с которых берут пример их дети, но и наиболее авторитетными участниками процесса воспитания детей.
Неправильное поведение взрослого на проезжей части, особенно родителей, грубое нарушение установленных правил, становится эталоном дальнейшего поведения ребенка на дороге. Такое поведение взрослого участника дорожного движения очень часто заканчивается травмами и потерей здоровья для несовершеннолетнего пешехода или пассажира транспортного средства.
По данным социологического исследования большинство родителей считают, что обучение детей Правилам дорожного движения не может быть эффективным без их участия, поэтому хотят принимать непосредственное участие в этом процессе.
Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении должна вестись системно и планомерно на постоянной основе и охватывать все формы работы в этом направлении.
Формы работы с родителями
1. Анкетирование, тестирование, опрос.
Целью этих форм работы является :
-выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице;
-выявление знаний родителей о собственном ребенке: его возрастных и психофизических особенностях;
-выявление знаний самих родителей правил дорожного движения;
-выявление информированности родителей об опыте своего ребенка в осознании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.
2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам дорожного движения, с приглашением работников полиции, ГИБДД, медиков.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом "Улицы города-территория безопасности для детей"
4. Педагогические советы с участием родителей.
5. Конкурс на лучшую команду знатоков правил дорожного жвижения среди детей и родителей.
6. Практические семинары.
7. Презентации материалов для родителей.
8. Фотовыставка.
Составление карты-схемы: "Мой двор","Моя улица", "Безопасный путь в сад".
9. Конкурс-соревнование на знание ПДД среди родителей.
10. Консультации:
-"Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки"
-"Вы, ребенок и автомобиль"
"Правила дорожного движения- знать каждому положено"
-Издательство листовок под рубрикой "Правила дорожные всем знать положено"
11. Оформление папки-передвижки "правила дорожные детям знать положено".
12. Выпуск буклетов "Воспитание навыков и привычек безопасного движения".
13. Проведение акций, проектов по теме:
-День вежливых пассажиров, пешеходов и водителей.
-Внимание, юный пешеход!
-Самый культурный пешеход/пассажир/водитель.
-ребенок главный пассажир.
-осторожно,дорога!
-Осторожно гололед!
-Осторожно снегопад! и т. д.
14. выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребенка умению ориентироваться в своем микрорайоне.
15. Изготовление памяток: "Если вы купили ребенку велосипед"," как научить ребенка наблюдать за дорогой".
КВН-совместное мероприятие с детьми.
16. Просмотр видеороликов. Показ родителям видеороликов содержащих не только информацию о правилах дорожного движения, но и роликов, содержащих кадры с настоящими ДТП, так называемая страшная наглядная агитация.
17. Знакомство родителей с аналитическими справками о состоянии ДТП с участием детей.
18. Интерактивные формы работы.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например компьютером) или кем-либо (например человеком). Отсюда интерактивные формы взаимодействия-это. прежде всего диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
- это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых участник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
-процесс взаимодействия организуется таким образом. что все участники оказываются вовлеченными в процессе познания, обсуждения;
-каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;
-формируется уважение к чужому мнению. умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы.
Дискуссия, является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.
Круглый стол-самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
симпозиум-обсуждение какой-либо проблемы. в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
дебаты-обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон, после чего слово предоставляется для вопроса и комментариев участникам от каждой команды.
Интерактивные игры (например "Что?Где?Когда?", "Счастливый случай","КВН"). Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации. умения найти оптимальный вариант решения задачи.
Тематические акции. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле образования и воспитания ребенка.
Таким образом работа с родителями должна вестись системно и планомерно и охватывать все формы работы.