Александра Кушнарёва (Мосина)
Статья «К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
А. А. Мосина,
С. Д. Кириенко,
г. Челябинск
К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста
Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с актуальностью проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Рассматриваются подходы к определению и содержанию психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Статья „К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, условия эффективности психолого-педагогического сопровождения, основы психолого-педагогического сопровождения
На современном этапе к детским садам предъявляются высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Исследования, проведенные по данной проблеме, позволяют также сделать вывод об актуальности сопровождения развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования ведущим принципом является принцип позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В тоже время практика показывает, что условия нормального развития ребёнка оказываются нарушенными вследствие отсутствия необходимого психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста.
Несмотря на достаточно большое количество публикаций по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к различным категориям сопровождаемых. Поэтому проблему психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников мы относим к разряду малоизученных и весьма актуальных, так как дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, B.C. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.). Отсюда возникает проблема межличностного взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации и детей через проектирование индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка с учётом его личностных возможностей.
Проблема психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей изучалась рядом учёных, такими как Е. И. Казакова, С. А. Маркова, Л. Г. Субботина, Л. М. Шипицина, И. А. Липский, В. П. Бондарев, Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко и др. Общим для данных исследований является подход к определению сопровождения как особому виду профессиональной деятельности взрослого, направленному на решение определенных специфических проблем развития личности ребенка, создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Под психолого-педагогическим сопровождением Е. И. Казакова определяет метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [2].
Ею описан «субъектный четырехугольник», отражающий сущность процесса сопровождения. Он включает в себя ребенка, педагогов, родителей и ближайшее окружение, а также специалиста взаимодействия, находящегося в центре и взаимодействующего с ними. Результатом процесса взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
Л. Г. Субботина психолого-педагогическое сопровождение рассматривает как целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия. По мнению Л. Г. Субботиной, одним из важнейших условий эффективности системы психолого-педагогического сопровождения детей является содержательное взаимодействие субъектов образовательного процесса, в процессе которого решаются следующие задачи:
психолого-педагогическая диагностика ребенка, его интеллектуального и личностного развития;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ребенка;
индивидуальное консультирование участников образовательного процесса с целью решения возникающих трудностей;
повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Л. Г. Субботина утверждает, что сопровождение ориентировано на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношений с миром и с самим собой, а также для совершенствования каждым ребенком личностно значимых выборов.
Достаточно интересными являются материалы Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко, А. С. Микериной, И. Е. Емельяновой, О. Н. Подивиловой, Л. В. Сибилевой, И. Н. Евтушенко [1].
Так, например, Л. В. Трубайчук определены методологические основы психолого-педагогического сопровождения: методологические подходы, педагогические закономерности и принципы оказания конкретной, адресной помощи растущей личности в развитии на этапе дошкольного детства со стороны значимого взрослого [1, с. 27].
Одним из важных направлений психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста, по мнению С. Д. Кириенко, является целенаправленная помощь в формировании у него самостоятельности как основы жизнедеятельности [1, с. 30]. Интерес к проблеме организации самостоятельной деятельности дошкольников в образовательном процессе детского сада обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала.
В контексте нашего исследования психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как технология, целостность которой имеет структурный и содержательный аспекты, обеспечивается единством компонентов на основе общей цели, ориентированностью на индивидуальное развитие ребёнка и взаимодействием всех участников образовательного процесса на каждом из этапов её реализации. Ребенок в педагогическом взаимодействии выступает одновременно в роли объекта и субъекта самовоспитания и саморазвития. При этом объектом является не сам ребенок, а его качества, способы действия, условия его жизни [2].
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития детей дошкольного возраста имеет структурный и содержательный аспекты, характеризуется единством целей и задач, ориентированностью на личностное развитие ребенка и взаимодействием всех участников образовательного процесса на каждом из этапов ее реализации[1, с. 180].
Библиографический список:
1. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе/под ред. Л. В. Трубайчук. - Челябинск: ЧИППКРО,2014.-184.
2. Казакова Е. И. Сопровождение развития – новая образовательная технология // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб., 2001. – С. 9–14