Елена Каракотова
Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ «Я могу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум, раскрыть его потенциальные возможности и развить его всесторонне.
Публикация «Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ „Я могу!“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Проектная деятельность направлена на организацию коррекциионно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ, через систему взаимодействия специалистов МДОАУ д/с «Солнышко». Данная система позволяет развивать и корректировать не только выявленные нарушения в развитии ребенка, но и создавать условия ребенку постигать, изучать, исследовать собственные возможности. Данный проект направлен на выявление зон успешности ребенка с ОВЗ.
В течение трёх недель в нашем дошкольном учреждении реализуется проект психолого – педагогического сопровождения ребёнка - «Я могу!»
Тип проекта : краткосрочный
Вид проекта : практико-ориентированный
Участники проекта : воспитанник старшей группы, имеющий статус «обучающиеся с ОВЗ», родители воспитанника с ОВЗ, Каракотова Е. В. – педагог-психолог, Варламова М. П. – учитель-логопед, Чурсанова Н. В. – инструктор по физическому воспитанию, Харитонова Е. П. - инструктор по плаванию.
Цель проекта : создание психолого-педагогических условий, расширяющих возможности раскрытия внутреннего потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Задачи, поставленные для реализации проекта (по направлениям)
1направление. Работа с детьми, как с «особыми», так и с «обычными».
1. Обеспечить коррекционно-развивающую поддержку в форме занятий с детьми с ОВЗ, используя наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения.
2. Развивать опыт публичных выступлений.
3. Стимулировать у ребенка познавательную активность, стремление к изучению собственных возможностей.
4. Создать атмосферу принятия и толерантности «особого» ребёнка в кругу сверстников.
2 направление. Работа с родителями, как «особых», так и «обычных» детей.
1. Способствовать снижению эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребёнка;
2. Укреплять уверенность родителей в возможностях ребёнка;
3. Формировать адекватное отношение к диагнозу ребёнка с ОВЗ и его состоянию.
3 направление. Взаимодействие специалистов.
1. Обеспечить взаимодействие специалистов.
2. Действовать в команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы.
3. Эффективно взаимодействовать с родителями и педагогами.
4 направление. Работа с педагогами.
1. Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования.
2. Способствовать повышению мотивации к работе с «особым» ребенком.
3. Обеспечивать психологическую поддержку педагогам и формировать у них уверенность в работе с «особым» ребёнком.
5 направление. Предметно-развивающая среда.
1. Организовать образовательное пространство в соответствии с особыми потребностями воспитанника с ОВЗ.
Этапы реализации проекта.
I. этап – организационный
02.10.– 03.10.2017г.
II. этап – реализация проекта
04.10.17г. – 19.10.17г.
III. этап-подведение итогов, анализ результатов, планирование последующей реализации проекта.
20.10.2017г.
Продолжительность, сроки реализации проекта – 3 недели.
Категории воспитанников с ОВЗ, включённых в проект :
• ТНР
Ход реализации проекта
I этап. Организационный.
На данном этапе была проведена следующая работа:
1. Педагог-психолог, учитель-логопед, инструкторы по физическому воспитанию провели встречу для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии.
2. Была сформирована междисциплинарная команда специалистов, включающая в себя: педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по плаванию. Все специалисты поддерживают идеи инклюзии, заинтересованы в реализации этих идей в своей профессиональной деятельности.
3. Проведена «подготовка» :
• Для детей было проведено тренинговое занятие «Я могу…»
• Для родителей воспитанника с ОВЗ была проведена консультация: «Стирая грани».
• Также была проведена подготовительная работа с родителями ребенка с ОВЗ, так как именно они оказывают наибольшее влияние на раскрытие и развитие потенциальных возможностей ребенка.
В процессе индивидуальных консультаций и тестирования был составлен «портрет ребенка» ребёнка с ОВЗ : выявлены микросоциальные условия воспитания, определен уровень родительской мотивации на сотрудничество с ДОУ; были получены сведения о детско-родительских отношениях и уровне ожиданий родителей по отношению к ребенку, каждый специалист выявил как сильные, так и слабые стороны ребенка.
Большое внимание уделялось на этом этапе психологической поддержке. Работа была направлена на:
1. Снижение эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребёнка;
2. Укрепление уверенности родителей в возможностях ребёнка;
3. Формирование адекватного отношения к диагнозу ребёнка;
4. Установление адекватных родительско-детских отношений.
На этом этапе разработана и принята вся необходимая документация (индивидуальные карты, мониторинговые карты).
II этап. Реализация проекта.
В группе, где воспитывается ребёнок с ОВЗ, была организована «особая» предметная среда: «правильная» организация пространства (чёткое выполнение режимных моментов, наличие дидактического материала, учитывающего особенности данного нарушения;
Специалистами были разработаны рекомендации для родителей и воспитателей по развитию выявленных возможностей.
Каждый специалист проводил работу по выявлению и раскрытию сильных сторон ребенка, направленную на осознание ребенком своих возможностей, успешности в деятельности.
Проводимая работа позволяет конкретизировать и уточнить представление о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, методов и приемов работы, способствующих максимальной социальной и образовательной адаптации ребенка.
Основная форма работы – индивидуальная, подгрупповая и групповая с применением индивидуального подхода. Также особое место занимает непрерывный обмен информацией участников проекта о процессах, происходящих с ребёнком, консультации с целью корректировки деятельности, прорабатыванию дальнейшей стратегии работы с ребёнком и наблюдениями о наличии динамики в развитии.
III этап. Подведение итогов, анализ результатов, планирование последующей реализации проекта.
Подведение итогов участников проекта отражено в «Карте достижений» ребенка
Результаты
В отношении социума:
• ребёнок с ОВЗ принят и активен в группе;
Непосредственно у ребенка с ОВЗ наблюдается следующая положительная динамика:
• наличие позитивной «Я-концепции» ребенка с ОВЗ;
• принятие собственных достижений в различных видах деятельности;
Показатели, свидетельствующие о возрастании активности родителей ребенка с ОВЗ:
• отмечается принятие и интерес родителей к информации, которую они получают;
• понимание, как перспективы развития их ребенка, так и собственной ответственности в процессе включения ребенка в образовательную среду.
Динамические характеристики в работе педагогов:
• повышение мотивационной готовности к сотрудничеству со специалистами;
• позитивные изменения в общении с родителями детей с ОВЗ.
Задачи дальнейшей реализации проекта :
• продолжить работу с детьми со статусом ОВЗ