КСЕНИЯ КОТОВИКОВА
Организация просвещения родителей в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в новом уровне значения семейного воспитания, активизации работы по формированию и развитию родительской компетентности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает реализацию задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Публикация «Организация просвещения родителей в образовательной организации» размещена в разделах
Просвещение родителей, содействие формированию и развитию родительских компетенций призвано стать ключевым направлением в развитии системы образования, формирования доверительных и компетентных отношений семьи и образовательных организаций. Современные родители становятся всё более активными участниками образовательных отношений. Таков результат целенаправленных действий системы образования по вовлечению родителей (законных представителей) в управление образовательными организациями, развитие традиций детско-родительских мероприятий. Отдельный пласт работы представляет собой просветительская работа системы образования, направленная на формирование и развитие родительских компетенций.
Взаимное уважение и доверие составляет основу эффективного взаимодействия педагогов и семьи. Если раньше в ходе традиционных форм взаимодействия родители занимали позицию наблюдателей, слушателей, зрителей, то современные формы взаимодействия направлены на формирование активности, инициативности и родительской ответственности, а также на развитие субъектной позиции семьи, заинтересованной жизнью ребенка в детском саду.
Цель просвещения родителей – создание информационного социально- психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организации образования.
Задачи просвещения родителей :
• содействие развитию ключевых компетенций родителей (информационных, мотивационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных);
• пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;
• содействие развитию навыков родительского самообразования;
• выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
• разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
• профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;
• повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
• пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи;
• повышение мотивации родителей к участию в общественно- государственном управлении образовательными системами и др.
На современном этапе развития системы образования взаимодействие с родителями воспитанников строится на следующих принципах:
• ориентация на актуальные для родителей проблемы, образовательные потребности и интересы;
• учет социальных, образовательных, временных ресурсов семьи;
• учет личного опыта родителей;
• доверительность отношений;
• партнерство, диалог;
• конфиденциальность в общении.
• формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
Кроме того, с целью повышения эффективности реализации форм и методов просвещения родителей необходимо учитывать принципы образования взрослых :
• приоритет самостоятельного образования;
• совместная деятельность;
• интеграция опыта;
• обогащение опыта творческой деятельности;
• практико-ориентированность;
• элективность образования;
• использование активных форм обучения;
• развитие образовательных потребностей;
• индивидуализация образования и др.
Наиболее полно и содержательно раскрывает данный вопрос исследование М. С. Задворной [6; 78], где предлагается классификация технологий личностно ориентированного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, которые могут успешно применяться в практике просвещения.
1. Информационно-развивающие технологии
Целью применения информационно-развивающих технологий является овладение системными, разносторонними знаниями. Информационно- развивающие технологии могут быть реализованы с помощью следующих методов: самостоятельное изучение литературы, тематические консультации и беседы с педагогами ДОО, применение интернет-ресурсов (Skype, WhatsApp, Viber, электронная почта и др.); вебинары, видеоуроки для родителей; средства социальной рекламы (видеоролики, буклеты, листовки); совместные просветительские мероприятия с социальными партнерами ДОО (библиотеки, музеи, ГИБДД и др.).
2. Деятельностные технологии
Цель – развитие у родителей практических умений, навыков, по отношению к которым получаемая информация является инструментом, который обеспечивает возможность качественно осуществлять родительскую функцию.
Деятельностные технологии включают в себя игровые технологии, кейс- технологии.
Например, с родителями могут использоваться следующие виды игр:
• коммуникативные и диалоговые игры, направленные на знакомство, со- здание атмосферы эмоционального комфорта, сплочение родительского коллектива, формирование у участников встречи чувства группового единения;
игры, направленные на актуализацию детских впечатлений родителей, позволяющие
• лучше понять своего ребенка;
• игры, направленные на осознание своих родительских особенностей и возможностей; развитие рефлексии;
• ролевые или ситуационные игры, в которых родители приобретают навыки эффективного взаимодействия с ребенком.
3. Развивающие проблемно-поисковые технологии
Цель – развитие критического мышления, способного не только видеть, но и анализировать проблемы, подбирать средства и способы их решения.
К развивающим проблемно-поисковым технологиям относятся проблемные лекции, семинары, дискуссии; интерактивные, имитационные, исследовательские мероприятия, проектная деятельность.
4. Диалоговые технологии
Диалоговые технологии – это главные технологии личностно ориентированного образования.
Цель диалоговых технологий – развитие в процессе обучения творческого потенциала, духовно-нравственных качеств личности с учетом ее способностей, возможностей и потребностей.
Технология педагогического общения (В. А. Кан-Калик) – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: сохранить достоинство педагога, родителя и ребенка в воспитательных взаимодействиях.
Технология педагогического разрешения конфликта (А. В. Мудрик) – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами.
Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.
Способы разрешения конфликта: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации.
Технология организации «ситуации успеха» (Н. Е. Щуркова) – культивированное настроение доброжелательности; снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь; авансирование ребенка (термин А. С. Макаренко, т. е. оглашение его достоинств; усиление мотивов деятельности; педагогическое внушение; педагогическая оценка.
Технология коллективного творческого дела (И. П. Иванов) – это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. Примерами
реализации технологии коллективного творческого дела могут быть мультфильмы, рукописные / рукодельные книги, театральные постановки, выставки семейных коллекций, семейные газеты и групповые портфолио и др.
5. Рефлексивные технологии.
О. Л. Зверева [2; 16] включает в понятие «педагогическая рефлексия» умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих педагогически удач, так и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации.
К методам развития педагогической рефлексии у родителей относят : анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания и др.
Таким образом, реализация современных технологий, форм и методов во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников позволяет решать широкий спектр задач родительского просвещения, вовлекать их в образовательную деятельность и содействовать формированию ответственного и позитивного родительства.
На протяжении многих лет традиционной формой просвещения родителей в ДОО является родительское собрание. Однако для успешной организации собрания необходим учет современных подходов.
Групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Выбор цели родительского собрания зависит от этапа сотрудничества, образовательных потребностей родителей, задач годового плана работы образовательной организации :
• согласование и объединение усилий образовательной организации и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка;
• повышение педагогической культуры родителей;
• привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
Исходя из выбранной цели, могут быть поставлены следующие задачи:
• ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательной деятельности, с примерными образовательными программами, их целями и задачами;
• психолого-педагогическое просвещение родителей об особенностях развития ребенка определенного возраста, об условиях успешного взаимодействия с детьми и т. д. ;
• вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (праздники, конкурсы, экскурсии, походы и т. п.);
• совместное решение организационных вопросов (организация развиваю- щей среды группы, прогулочного участка и другое);
• сплочение родительского коллектива;
• выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
• пропаганда успешного опыта семейного воспитания;
• подведение итогов совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Условия эффективной организации родительского собрания :
• собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов;
• участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;
• тематика собраний одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем;
• четко соблюдаемый регламент проведения собраний;
• владение педагогом техникой обмена мнениями и навыками бесконфликтного общения;
• вариативность форм родительских собраний, умение педагога использовать разнообразные методы и приемы, в том числе методы активизации родителей.
В практике дошкольных образовательных организаций могут применяться разнообразные виды родительских собраний :
• организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей;
• установочные (инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе, нормативно-правовых документах;
• ознакомительные, на которых родителям представляют аналитические материалы из жизни дошкольной организации : результаты педагогической диагностики, итоги медицинских обследований, аналитические справки по заболеваемости и посещаемости и т. д. ;
• консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;
• собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
• тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы;
• информационно-просветительские (как система психолого-педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах : собрания- конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения);
• собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
• собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;
• отчетные (итоговые, на которых обращается внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы, обсуждаются результаты совместной деятельности.
На современном этапе в практике педагогов дошкольных образовательных организаций могут применяться вариативные формы проведения родительских собраний :
• Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей
– ответы воспитателя).
• Конференции.
• Собрание-консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.
• Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
• Диспут.
• Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
• Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
• Встреча.
• Педагогическая мастерская.
• Совместное творчество детей и родителей.
• Собрание-студия – обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
• Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. д.
• Практикум.
• Тренинг.
• Организационно-деятельностная игра.
• Ролевая игра.