МААМ-картинки

Организация просвещения родителей в образовательной организации

КСЕНИЯ КОТОВИКОВА
Организация просвещения родителей в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в новом уровне значения семейного воспитания, активизации работы по формированию и развитию родительской компетентности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает реализацию задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Публикация «Организация просвещения родителей в образовательной организации» размещена в разделах

Просвещение родителей, содействие формированию и развитию родительских компетенций призвано стать ключевым направлением в развитии системы образования, формирования доверительных и компетентных отношений семьи и образовательных организаций. Современные родители становятся всё более активными участниками образовательных отношений. Таков результат целенаправленных действий системы образования по вовлечению родителей (законных представителей) в управление образовательными организациями, развитие традиций детско-родительских мероприятий. Отдельный пласт работы представляет собой просветительская работа системы образования, направленная на формирование и развитие родительских компетенций.

Взаимное уважение и доверие составляет основу эффективного взаимодействия педагогов и семьи. Если раньше в ходе традиционных форм взаимодействия родители занимали позицию наблюдателей, слушателей, зрителей, то современные формы взаимодействия направлены на формирование активности, инициативности и родительской ответственности, а также на развитие субъектной позиции семьи, заинтересованной жизнью ребенка в детском саду.

Цель просвещения родителей – создание информационного социально- психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организации образования.

Задачи просвещения родителей :

• содействие развитию ключевых компетенций родителей (информационных, мотивационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных);

• пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;

• содействие развитию навыков родительского самообразования;

• выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

• разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;

• профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;

• повышение уровня правовой культуры в области семейного права;

• пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи;

• повышение мотивации родителей к участию в общественно- государственном управлении образовательными системами и др.

На современном этапе развития системы образования взаимодействие с родителями воспитанников строится на следующих принципах:

• ориентация на актуальные для родителей проблемы, образовательные потребности и интересы;

• учет социальных, образовательных, временных ресурсов семьи;

• учет личного опыта родителей;

• доверительность отношений;

• партнерство, диалог;

• конфиденциальность в общении.

• формирование ответственной и позитивной родительской позиции;

Кроме того, с целью повышения эффективности реализации форм и методов просвещения родителей необходимо учитывать принципы образования взрослых :

• приоритет самостоятельного образования;

• совместная деятельность;

• интеграция опыта;

• обогащение опыта творческой деятельности;

• практико-ориентированность;

• элективность образования;

• использование активных форм обучения;

• развитие образовательных потребностей;

• индивидуализация образования и др.

Наиболее полно и содержательно раскрывает данный вопрос исследование М. С. Задворной [6; 78], где предлагается классификация технологий личностно ориентированного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, которые могут успешно применяться в практике просвещения.

1. Информационно-развивающие технологии

Целью применения информационно-развивающих технологий является овладение системными, разносторонними знаниями. Информационно- развивающие технологии могут быть реализованы с помощью следующих методов: самостоятельное изучение литературы, тематические консультации и беседы с педагогами ДОО, применение интернет-ресурсов (Skype, WhatsApp, Viber, электронная почта и др.); вебинары, видеоуроки для родителей; средства социальной рекламы (видеоролики, буклеты, листовки); совместные просветительские мероприятия с социальными партнерами ДОО (библиотеки, музеи, ГИБДД и др.).

2. Деятельностные технологии

Цель – развитие у родителей практических умений, навыков, по отношению к которым получаемая информация является инструментом, который обеспечивает возможность качественно осуществлять родительскую функцию.

Деятельностные технологии включают в себя игровые технологии, кейс- технологии.

Например, с родителями могут использоваться следующие виды игр:

• коммуникативные и диалоговые игры, направленные на знакомство, со- здание атмосферы эмоционального комфорта, сплочение родительского коллектива, формирование у участников встречи чувства группового единения;

игры, направленные на актуализацию детских впечатлений родителей, позволяющие

• лучше понять своего ребенка;

• игры, направленные на осознание своих родительских особенностей и возможностей; развитие рефлексии;

• ролевые или ситуационные игры, в которых родители приобретают навыки эффективного взаимодействия с ребенком.

3. Развивающие проблемно-поисковые технологии

Цель – развитие критического мышления, способного не только видеть, но и анализировать проблемы, подбирать средства и способы их решения.

К развивающим проблемно-поисковым технологиям относятся проблемные лекции, семинары, дискуссии; интерактивные, имитационные, исследовательские мероприятия, проектная деятельность.

4. Диалоговые технологии

Диалоговые технологии – это главные технологии личностно ориентированного образования.

Цель диалоговых технологий – развитие в процессе обучения творческого потенциала, духовно-нравственных качеств личности с учетом ее способностей, возможностей и потребностей.

Технология педагогического общения (В. А. Кан-Калик) – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: сохранить достоинство педагога, родителя и ребенка в воспитательных взаимодействиях.

Технология педагогического разрешения конфликта (А. В. Мудрик) – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами.

Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.

Способы разрешения конфликта: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации.

Технология организации «ситуации успеха» (Н. Е. Щуркова) – культивированное настроение доброжелательности; снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь; авансирование ребенка (термин А. С. Макаренко, т. е. оглашение его достоинств; усиление мотивов деятельности; педагогическое внушение; педагогическая оценка.

Технология коллективного творческого дела (И. П. Иванов) – это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. Примерами

реализации технологии коллективного творческого дела могут быть мультфильмы, рукописные / рукодельные книги, театральные постановки, выставки семейных коллекций, семейные газеты и групповые портфолио и др.

5. Рефлексивные технологии.

О. Л. Зверева [2; 16] включает в понятие «педагогическая рефлексия» умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих педагогически удач, так и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации.

К методам развития педагогической рефлексии у родителей относят : анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания и др.

Таким образом, реализация современных технологий, форм и методов во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников позволяет решать широкий спектр задач родительского просвещения, вовлекать их в образовательную деятельность и содействовать формированию ответственного и позитивного родительства.

На протяжении многих лет традиционной формой просвещения родителей в ДОО является родительское собрание. Однако для успешной организации собрания необходим учет современных подходов.

Групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Выбор цели родительского собрания зависит от этапа сотрудничества, образовательных потребностей родителей, задач годового плана работы образовательной организации :

• согласование и объединение усилий образовательной организации и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка;

• повышение педагогической культуры родителей;

• привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Исходя из выбранной цели, могут быть поставлены следующие задачи:

• ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательной деятельности, с примерными образовательными программами, их целями и задачами;

• психолого-педагогическое просвещение родителей об особенностях развития ребенка определенного возраста, об условиях успешного взаимодействия с детьми и т. д. ;

• вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (праздники, конкурсы, экскурсии, походы и т. п.);

• совместное решение организационных вопросов (организация развиваю- щей среды группы, прогулочного участка и другое);

• сплочение родительского коллектива;

• выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

• пропаганда успешного опыта семейного воспитания;

• подведение итогов совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Условия эффективной организации родительского собрания :

собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов;

• участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;

• тематика собраний одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем;

• четко соблюдаемый регламент проведения собраний;

• владение педагогом техникой обмена мнениями и навыками бесконфликтного общения;

• вариативность форм родительских собраний, умение педагога использовать разнообразные методы и приемы, в том числе методы активизации родителей.

В практике дошкольных образовательных организаций могут применяться разнообразные виды родительских собраний :

организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей;

• установочные (инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе, нормативно-правовых документах;

• ознакомительные, на которых родителям представляют аналитические материалы из жизни дошкольной организации : результаты педагогической диагностики, итоги медицинских обследований, аналитические справки по заболеваемости и посещаемости и т. д. ;

• консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;

собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

• тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы;

информационно-просветительские (как система психолого-педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах : собрания- конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения);

собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

• отчетные (итоговые, на которых обращается внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы, обсуждаются результаты совместной деятельности.

На современном этапе в практике педагогов дошкольных образовательных организаций могут применяться вариативные формы проведения родительских собраний :

• Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей

– ответы воспитателя).

• Конференции.

Собрание-консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.

• Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.

• Диспут.

• Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.

• Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.

• Встреча.

• Педагогическая мастерская.

• Совместное творчество детей и родителей.

Собрание-студияобучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.

• Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. д.

• Практикум.

• Тренинг.

Организационно-деятельностная игра.

• Ролевая игра.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации»Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» Фоторепортаж о курсах для педагогов "Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» От того, насколько быстро и эффективно.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Конструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУКонструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ Конструирование – это особая форма детской деятельности, основная цель - создание из различных материалов разнообразных игровых поделок.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Вручение награды «Почетный работник воспитания и просвещения РФ»Вручение награды «Почетный работник воспитания и просвещения РФ» 4 марта на отраслевой встрече с Главой города мне была вручена почетная награда. Илья Владимирович Середюк вручил 58 педагогам награды Министерства.

Уклад дошкольной образовательной организации как основа воспитательного процессаУклад дошкольной образовательной организации как основа воспитательного процесса Воспитание сегодня очевидный и ясный приоритет государственной политики в области образования. Изменения Конституции РФ повлекли за собой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация просвещения родителей в образовательной организации
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 14:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация просвещения родителей в образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем КСЕНИЯ КОТОВИКОВА (УИ 616247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД