лилия гавриленко
Организация профориентационной работы в учреждении дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
администрации Гурьевского муниципального округа
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Салаира
Организация профориентационной работы в учреждение
дополнительного образования
(методическая рекомендация из опыта работы)
Автор:
Гавриленко Лилия Ивановна
методист,
МБУДО «Дом детского творчества» г. Салаира
Гурьевский муниципальный округ
2020
Содержание
1. Введение…. 4
Публикация «Организация профориентационной работы в учреждении дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
2. Методы и формы профессиональной ориентации с учащимися в МБУ ДО «ДДТ» г. Салаира….6
Заключение…. 9
4. Список литературы…. 14
Введение
Формирование в России нового типа общества сопровождается изменением требований к личностным и профессиональным качествам специалиста: всё большее значение приобретает компетентный в своем деле, креативный и критически мыслящий человек, умелый организатор, способный понимать других людей и эффективно работать вместе с ними. Изменился не только мир, в котором живет человек, но и он сам, ритм и темп его движения, пространства и жизни. Сегодня общество нуждается в типе человека, способного жить в непрерывно меняющемся мире с учетом его собственных качественных изменений. В связи с этим особое значение приобретает развитие у специалиста способности к выбору эффективных стратегий и стиля поведения с учетом социального статуса и исполнительных ролей, ценностных ориентиров, гуманного и ответственного отношения к людям и окружающей среде. Формирования таких качеств у учащихся могут происходить в учреждениях дополнительного образования. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных за счет базового компонента образования - в школе.
Профориентационная работа в ДДТ г. Салаира проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры. Работа строится на основе личностного восприятия мира профессии. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей.
Цель методической рекомендации: поделиться опытом работы с коллегами по теме «Использование современных методов и форм профессиональной ориентации с учащимися в учреждение дополнительного образования».
Данная рекомендация адресованна педагогам ответственным за профориентационную работу в образовательных организациях.
Методы и формы профессиональной ориентации
с учащимися в МБУ ДО «ДДТ» г. Салаира
Под руководством педагогов учащиеся ДДТ приняли участие в проекте «Билет в будущее» (в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование») организованного Агентством развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (World skills Россия). В рамках этого проекта творческая группа педагогов ДДТ разработала свой инновационный проект «Формирование профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста в условиях реализации комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Старт в будущее», 90 учащиеся прошли обучения по профориентационным программам : «Кем быть?», «Здорово жить», «Мир гуманитарных профессий», «Юный экскурсовод», «Танцевальная фантазия», «Театральные ступени». Обучаясь, по программам учащиеся
прошли тестирования на выявление профессиональных предпочтений с учетом психологического и личностного соответствия профессиональным направлениям. Прошли профессиональные пробы, приняли участие в районном фестивале рабочих профессий, ярмарке учебных мест, в экскурсиях на предприятия города Салаира, встрелись с представителями разных профессий, за участие в областном конкурсе «Профессия, которую выбираю» 2 учащихся получили сертификаты из творческого объединения «Краеведение».
2. Метод предъявления учащемуся сведений о профессиях, специфике труда и т. д. (реактивное познание). В рамках областной Профнедели и проекта «Старт в будущее» на базе ДДТ прошли мероприятия для учащихся с 5-9класс, 120 человек приняли участие в познавательных играх: «Хочу, могу надо», «Необитаемый остров», «Город мастеров» .
В рамках единого Дня по профориентации, посвященного Дню знаний прошли учебные занятия по темам: «Урок успеха», «Кто нужен нашему городу».
На занятиях учащиеся д/о «Юный экскурсовод», «Мир Танца», «Радуга на ладони», «Воплощение» приняли участие практического характера - мини-проба по профессиональным компетенциям : устремлённость и целенаправленность;
-коммукабельность;
- умение работать в команде;
- доброжелательность.
Для учащихся подросткового возраста был организован просмотр видеороликов о знаковом событии 2019 года в России: 45-м мировом чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам «World skills» в г. Казань и презентация итогов его проведения, а также
просмотр Всероссийских открытых занятий направленных на раннюю профориентацию» в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» совместно с порталом ПроеКТОриЯ (https://proektoria.online/login).
3. Метод публичной демонстрации.
В рамках проекта «Старт в будущее» учащиеся защищают творческие проекты по профессиональному самоопределению «Мой выбор», представляют свои профессиональные планы, предпочтения способностей в той или иной профессиональной сфере.
Представление учебно-исследовательских проектов практической направленности в районной и областной конференции «Живи, Кузнецкая земля.
4. Метод профессиональных проб – кратковременное исполнение учающимися обязанностей работника на его рабочем месте.
На базе ДДТ была организована работа педагогического класса для учащихся 9 классов г. Салаира. Цель, которой - ориентация школьников на педагогические профессии через предоставление им возможности профессиональных проб, способствующих формированию у учащихся осознания себя в профессии педагога. Образовательный процесс педагогического класса осущестлялся по дополнительной общеразвивающей программе «Введение в педагогическую профессию» в количестве 16 учебных часов. По завлениям родителей в педагогический класс было зачислено 26 человек:
Учебная программа педагогического класса дает учащимся представление о значимости, характере и специфических особенностях педагогической профессии и предусматривает разные формы учебных занятий: ролевые игры, тренинги общения, написание эссе, решения проблем педагогических ситуаций, защиту творческих проектов, зачет. Практическая часть проходила на базе детских садов, школ г. Салаира. Также рофессиональные пробы для педкласса проходили в ДДТ г. Салаира по форме «Путешествие в страну счатливого детства». Ребята познакомились и попробывали свои умения по специальностям педагога дополнительного образования : хореограф, тренер, дизанер, художник, музыкант, экскурсовод, краевед, артист и т. д.
В результате изучения программы учащиеся показали хорошие знания: 85% - показали высокий уровень,15% - средний уровень, низкого уровня не выявлено. Это связано с тем, что в педагогический класс пришли именно те дети, которые хотят быть педагогами. После прохождения профессиональных проб они дейтвительно подтвердили свой выбор. Ребята хотят быть 25% учителями, 55% воспитателями детского сада, педагогами дополнительного образования 20%. В дальнейшем после экзаменов в школе выпускники педкласса больше 50% поступают в педагогические учебные заведения.
5. Метод моделирования условий труда и имитации учащимся решения производственных задач.
- Деловая игра на формирование профессиональных компетенций
«Первые шаги к цели»;
- Деловая игра «Отчаянные домохозяйки», декабрь 2019;
Заключение
Профориентационная работа – не новое направление в образовательном учреждении. Однако, данные отчета показывают, что меняются формы и методы организации работы данного направления.
Подводя итог работы по профориентации с учащимися ДДТ за учебный год, учитывая статистику, представленную педагогами, был проведен мониторинг по определению уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся. На начальном этапе и после реализации образовательных услуг и плана мероприятий:
- 51% учащихся планируют продолжение обучения в школе и осознанно выбрать профиль, 46 % продолжить обучение учебном профессиональном заведении;
- владение объемом информации о мире профессий в целом
и об отдельных профессиях у учащихся выросло на 23 %;
-уровень сформированности умения принимать решение и
планировать образовательный маршрут увеличился на 12 %.
- 34% учащихся ещё не выбрали себе город и учебное заведение для обучения выбранной профессии;
По результатам обучения профориентационных программ каждый учащийся получил рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями. За инновационный проект «Старт в будущее» педагогический коллектив на регинальном конкурсе «Панорама педагогических идей» получил диплом 2 степени.
Можно сделать вывод, что по данному направлению ежегодный анализ социального устройства наших выпускников подтверждает целесообразность проводимой педагогическим коллективом работы.
С целью повышения результативности профориентационной работы педагогический коллектив считает необходимо:
1) активнее использовать возможности порталов: «ПроеКТОриЯ», «Профориентир -42, «Сто дорог - одна твоя», «Билет в будущее»;
2) привлекать специалистов Центра занятости по вопросу изучение рынка труда и востребованности специалистов на перспективу;
3) проводит выездные встречи с представителями рабочих профессий ;
4) активнее проводить профориентацию низкомотивированных учащихся начиная с дошкольного возраста или 1-го класса на продолжение образования в учебных заведениях начального и среднего-специального профессионального образования;
5) использовать интерактивные формы профориентационного психолого-педагогического сопровождения посредством возможностей портала «Билет в будущее», начиная с 6-7 класса;
6) мотивировать учащихся работать на порталах «ПроеКТОриЯ», «Профориентир -42, «Сто дорог - одна твоя»,«Билет в будущее» на участие в психологических исследованиях по влиянию темперамента на выбор профессии, изучению личностных особенностей обучающихся, оценки их профессиональных возможностей;
7) активно использовать возможности Интернет с целью взаимодействия с учебными заведениями Кузбасса.
8)на сегодняшний день, необходимо применять современные формы профориентационной работы, одной из таких форм является формирование и развитие Soft skills у учащихся.
Часто бывает, что школьные и университетские троечники в жизни оказываются намного успешнее своих однокашников-отличников. Они занимают высокооплачиваемые должности, становятся руководителями бизнесов. Почему так происходит? Дело в том, что для выгодного трудоустройства одних только узкоспециализированных профессиональных знаний недостаточно. Намного большее значение имеют soft skills – надпрофессиональные навыки.
Soft skills – это совокупность качеств и умений, которые относятся непосредственно к личности и поведению человека. Например, скрупулезность, аккуратность, навыки эффективной коммуникации и тайм-менеджмента, грамотная речь, лидерские качества и способность быстро решать проблемы.
Soft skills относятся не к рабочим, а жизненным навыкам. Для навыков soft skills характерна универсальность. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Вне зависимости от того, где мы работаем, нам крайне важно уметь находить общий язык с людьми, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать проблемы, управлять эмоциями и задавать вопросы.
Нам достаточно часто приходится слышать о soft skills применительно к вопросам саморазвития, карьеры, жизненного и профессионального успеха. Это составляющие взрослой жизни человека, поэтому вполне закономерно может возникнуть вопрос: а какие такие soft skills могут быть нужны детям!
Какие компетенции нужны для учащихся, чтобы успешно реализовать себя в той или иной профессии и почему они так важны?
Любой ребенок хочет стать успешной личностью: хорошо закончить школу, поступить в престижное учебное заведение, найти высокооплачиваемую работу. По данным исследований в профессиональной сфере успех человека на 85% зависит от soft компетенций, и только на 15% от hard компетенций.
Если вы отличный специалист, но не можете убедить в этом окружающих, заявить о себе на рынке, публично доносить свои идеи до других, то почему другие должны воспринимать вас успешным? Часто людям, которые хотят реализовать себя в обществе, не хватает не профессионализма, а умения быть эффективным лидером как по отношению к другим - вести за собой, так и по отношения к себе - вести себя и управлять своей эффективностью.
Поэтому развитие soft skills является необходимой частью учебно - воспитательного процесса.
Человек может быть компетентным программистом с высшим образованием, владеть несколькими языками программирования, версткой и веб-дизайном. Но если он не может выстроить качественную коммуникацию с коллегами, предлагать идеи, управлять своим временем и планировать процесс, то его проекты вряд ли будут успешны и эффективны.
А вот человек с ограниченным профессиональным функционалом, но выраженными коммуникативными, управленческими и стратегическими навыками будет ценным работником. Потому что он умеет договариваться, принимать решения, управлять, достигать результата, соблюдать сроки и т. д. Вероятнее всего, он будет руководить тем самым программистом.
Все «взрослые» гибкие навыки имеют свои эквиваленты на уровне детского возраста. Деловая переписка – это оформление школьных тетрадей, переговоры – это коммуникация со взрослыми с целью получить что-то, взаимодействие с коллегами – это общение с одноклассниками в рамках выполнения какого-то группового задания и т. д.
Какие soft skills нужны детям в первую очередь:
1. Навыки коммуникаций.
2. Эмоциональный интеллект.
3. Правильная речь.
4. Тайм-менеджмент.
5. Креатив и творческое мышление.
Изучив вопросы касающиеся компетенций soft skills, на сегодняшний день, мы приходим к выводу, что не сформировав у учащихся данные компетенции мы вряд ли получим успешного, способного взаимодействовать с другими людьми и в дальнейшем ценного специалиста.
Поэтому нам важно развить эти компетенции у наших ребят. Мы предлагаем создать комплекс краткосрочных программ по развитию soft компетенций у учащихся Гурьевского округа. В программы будут включены психологические и ситуативные тренинги, деловые игры и упражнения по формированию soft skills. Для разработки комплекса программ мы предлагаем создать творческую группу, состоящую из специалистов образовательных организаций Гурьевского муниципального округа, в которую войдут: психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, ответственные за профориентационную работу.
Список литературы
1. Грецов А. Г. Выбираем профессию [Текст] : учебное пособие Советы практического психолога / А. Г. Грецов. – СПб: Питер, 2009.
2. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М. : Просвещение, 1990.
3. Основы профориентологии. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.
4. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация [Текст] : учебник / Ю. Е. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – М: Издательский центр «Академия», 2013.
5. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся [Текст] : учебное пособие / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. – М: Издательский центр «Академия», 2013.
6. Шалаева, Г. Н. Кем мне стать? [Текст] : сборник Большая книга профессий/Г. Н. Шалаева. - М: Издательство АСТ, 2010.
7. Чистякова С. Н., РодичевН. Ф., Лернер П. С., Гапоненко А. В., Профессиональные пробы [Текст] : методическое пособие / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер, А. В. Гапоненко. М: под ред. С. Н. Чистяковой, 2011.