Светлана Игнатова
Организация проектной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Организация проектной деятельности в ДОУ
Дошкольный возраст является уникальным периодом когда формируется общечеловеческие ценности и закладывается характер ребенка. Для всестороннего и гармоничного развития ребенка необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи.
Публикация «Организация проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десяти летия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детеи. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуаль- нного развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [5]
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Чтобы ответить на этот вопрос “Что такое взаимодействие педагога с родителями”, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. [8]
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск новых, рациональных путей взаимодействия. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. На сегодняшний день самым интересным, развивающим и значимым методом в работе педагогов является проектная деятельность.
Так что же такое "проектная деятельность? Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта [3; 40].
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения кокружающему миру, содержание которой составляет его целесообразноеизменение и образование.
Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активностиучащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленнойцели.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.). [4] Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Как считает Н. Е. Веракса, “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”. [6]
В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников.
В своей работе я чаще всего использую познавательно - исследовательский вид проектов с творческим уклоном. При реализации этого вида проекта дети ищут информацию, экспериментируют, а затем оформляют свои результаты в виде творческих работ. Например такие проекты как : "Огород на подоконнике по сказке Репка", "Осени дары", "Птичья столовая", "Зимующие птицы", "Хлеб всему голова" и т. д.
Значимыми являются и другие виды проектов, в том числе проводимые мной: "Что нам надо для здоровья", "Книжки любимые с детства. Агния Барто", "Мир домашних животных и птиц", "Ай, да снеговик", "Добрым быть здорово", "Моя любимая игрушка"ит. д.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (один или несколько дней, средней продолжительности (в течении одного или нескольких месяцев, долгосрочными (на учебный год и более).
При начале работы над проектом необходимо поставить цель, исходя из интересов детей. Затем с помощью "трех вопросов"(Что я знаю? Что хочу узнать? Как я это узнаю) происходит разработка плана движения к цели. Воспитатель обсуждает план проекта с родителями воспитанников, при необходимости привлекает специалистов, собирает необходимый материал и составляет план. При составлении плана мы обсуждали шаги по реализации плана. Предлагали и обсуждали варианты со всеми участниками проектов.
На основном этапе осуществляется организация различных видов деятельности (игры, занятия, эксперименты, экскурсии, встречи, творческие задания ит. д.) направленную на поиск необходимых ответов. Ключевыми вопросами здесь является "Что получается, что не получается, Что еще нужно?На этом этапе дети приобретают специфические знания, умения и навыки, они учатся взаимодействовать, добывать и обрабатывать информацию, делать выводы.
На последнем заключительном этапе идет презентация проекта, формы представления могут быть различны (стенгазета, презентация, выставка, открытое мероприятие для родителей, составление альбомов и т. д.).На этом этапе идет подведение итогов и представление готового продукта.
При работе над проектом мы создаем для всех участников атмосферу сотворчества. здесь я использую индивидуальный подход ко всем участникам проекта. Таким образом метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,развивает творческие способности, коммуникативные навыки, что позволяет быть успешным в окружающем ребенка социуме.
Библиография
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М. : Педагогика, 1993
Веракса Н. Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика – Синтез, 2010.
Виноградова Н. А., Панкова Е. П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис – пресс, 2008.
Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. //Дошкольное воспитание. 2000. №2. С. 44
Законодательство РОССИЙСКОЙ Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. М. : ИФ «Образование в документах», 2001. 2-ое изд.
Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детско саду : родители и дети. М. : Школьная Пресса, 2010
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М. : Аркти, 2004. – 94с.
https://festival.1september.ru