Наталья Нечаева
Организация проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5–7 классов с особыми возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Приветствие.
Я, Нечаева Н. А, учитель МБОУ «Обозерской школы № 1» Плесецкого района. Позвольте представить вам свой опыт работы по теме «Организация проектно - исследовательской деятельности с учащимися 5-7 классов с особыми возможностями здоровья»
2 слайд
Исследовательская работа в большей степени, чем другие виды учебной деятельности, воспитывает, развивает память и наблюдательность. И самое главное – развивает точность и тонкость мышления.
Наблюдение и открытие – это самые яркие и значительные моменты в исследовательской деятельности
Публикация «Организация проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5–7 классов с особыми возможностями здоровья» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты в школе. Сладший школьный возраст, 5 - 9 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Каким может быть предмет познания? Предмет исследования бесконечен. Можно и червей исследовать, как один ученый, которого спросили, почему он всю свою жизнь посвятил им. Интересно отшутился он: «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая». Самое главное, чтобы появилась любовь к предмету исследования, чтобы этот предмет увлёк.
Публицисты советуют, что занятия наукой полезны для физического и нравственного здоровья человека и даже помогают пережить беду!
3 слайд
На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.
4 слайд
Для развития познавательной активности ребенка с ОВЗ, исследовательская деятельность
является весьма эффективным способом. Она позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете. Развитие концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, происходит в процессе наблюдения за выполнением экспериментирования
5 слайд
Наша школа не первый год работает с детьми с ОВЗ, которые обучаются в классах общей направленности, инклюзивно. Мы стараемся включать этих детей наравне со всеми в разнообразные виды деятельности.
Все дети по-своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ подходим не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Так как у детей с особыми образовательными потребностями ориентировочноисследовательская деятельность затруднена, им требуется большее количество практических проб и исследований при решении поставленной задачи. Мы учим детей, сопровождать речью свои действия, подводить итог, давать словесный отчет, фиксировать результаты исследования с помощью рисунка или карточки с символом, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучаем действиям планирования
6 слайд
На базе нашей школы созданы все условия для детской экспериментально-исследовательской деятельности. Имеется лаборатория, в которой мы с ребятами проводим опыты со снегом, водой, почвой, воздухом, исследуем условия необходимые для прорастания семян и жизни растений.
Ключевой основой рождения тем для работы с детьми с ОВЗ являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята».
В помощь идёт материально-техническая база кабинета химии и биологии. Это новейшее оборудование, приобретённое школой для проведения естественно-научных опытов при реализации проекта «Навигатор дополнительного образования».
7 слайд
В практике своей работы учителем биологии уже давно использую проектную деятельность. Вместе с учениками выполняем проекты : исследовательские, творческие, информационные. В основном это касалось детей одаренных, мотивированных. А вот писать исследовательские работы с детьми с ОВЗ начала всего два года. К этому меня побудило решение принять участие в региональном конкурсе проектных и исследовательских работ для учащихся с ОВЗ. Решила попробовать. Начала с выбора темы исследования. Она должна быть интересной, а само исследование посильным для выполнения. Детям с ОВЗ трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, однако в процессе проектной деятельности поможет поддерживать мотивацию обучающихся на достаточно высоком уровне.
В итоге, остановилась на двух темах: «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян базилика» и «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян томатов»
8 слайд
Предложила выполнить исследовательские работы двум ученикам 5 и 7 класса. Инициативу высказал только один из учащихся, второй с неохотой согласился. Приступили к работе. Конечно, были определенные трудности. Анализировать полученные результаты, делать выводы было для них сложно, ведь у них довольно низкий уровень практических обобщений. Недостаточность развития регуляции действий вызывало затруднения в постановке цели и задач. Зато экспериментальную часть они выполняли с большой ответственностью и желанием: сами закладывали опыты, проводили наблюдения, исследования, оформляли результаты. А уж потом вместе писали, оформляли работу, учили и учились выступать, учились преодолевать отставание в развитии контекстной речи. На протяжении всей совместной деятельности для детей важна положительная оценка-поощрение, похвала и педагогическая поддержка – «ты сможешь», «у тебя получится». И вот, первые работы написаны, и одна из работ заняла II место в школьном конкурсе исследовательских работ. С призёром школьного конкурса решили участвовать в региональном конкурсе проектных и исследовательских работ для детей с ОВЗ.
Работа «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян базилика» заняла I место и сподвигнула к развитию исследовательской деятельности этого ребёнка,например, сегодня у нас заложен опыт с проращиванием семян цветковых односемянных растений
9 слайд Первые Победы
10 слайд. Вывод
В результате опытно-исследовательской работы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается положительное влияние на эмоциональную сферу учащегося, развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков и, также, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня познавательной активности ребенка
Вовлечение ребенка в работу индивидуальную исследовательскую работу, позволяет также установить дополнительный коммуникативный контакт и определить дополнительные образовательные и личностные ресурсы ребенка. И, следовательно, лучше подготовить его к самостоятельной жизни в обществе, поиску и установлению положительных продуктивных социальных связей, состояться как полноценный, независимый и успешный член общества
11 слайд.
И пусть их у меня сегодня только двое, но я рада их первым шагам к социализации. Главное - верить, понимать, вовремя поддержать готовность учеников к социальной деятельности, саморазвитию и самоопределению. А впереди новые исследования.