Асадчая Татьяна
Организация процесса творческой активности школьников
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем школьном возрасте закладываются психологические основные принципы творческой деятельности; формируются воображение, фантазия, творческое понимание; воспитываются любознательность, независимость, активность, динамичность; создаются умения наблюдать, исследовать, сопоставлять, обобщать, делать заключения; начинают образовываться интересы, предрасположенности; создаются необходимости, лежащие в основе творческого труда.
Публикация «Организация процесса творческой активности школьников» размещена в разделах
Процесс формирования творческих способностей младших школьников происходит через применение системы различных видов творческих работ на уроках. Если в системе применять результативные методы и способы формирования творческих способностей, то возможно сформировать творческую личность, сформировать детское воображение, восприятие, мышление.
Воображение - это необходимый компонент творческой активности, проявляющийся в построении образа продуктов труда, гарантирующий формирование программы поведения в тех вариантах, когда проблематичная ситуация характеризуется также неопределённостью.
Характерной отличительной особенностью воображения младших школьников является наглядность и точность формируемых образов. Ребенок представляет в уме то, что он видел в натуре или на иллюстрации [Володичева Н. В. ]. Учащимся первого и второго класса в некоторых случаях трудно представить то, что не обладает практически никакой поддержкой в определенных объектах и представлениях.
Младший школьник с большей степенью критичности смотрит на то, что он считает результатом собственного воображения. Он осмысливает условность выдуманного им в игре и принимает её. Вносимые в процессе игры поправки к ситуациям и типам дают игре воображаемые особенности, близящиеся к настоящей реальности.
Младший школьный возраст считается шагом интенсивного и высококачественного изменения познавательных действий (понимание, память, воображение и др.) : они начинают обретать опосредованный вид и делаются сознательными и произвольными. Учебная деятельность ученика не может благополучно проходить в отсутствии довольно сформированного воображения. Воображение младшего школьника выполняет несколько своеобразных функций.
Первая из них состоит в том, чтобы демонстрировать действительность в образах и обладать перспективой применять их, решая задачи [Апшева С. Ю. ]. Данная роль творческого воображения сопряжена с мышлением и неотъемлемо в него включена. Следующая функция воображения – урегулирование психологических состояний. При помощи воображения младший школьник способен частично удовлетворять множество потребностей, снимать напряженность. Эта роль в особенности подчеркивается и разрабатывается в психоанализе [Брушлинский А. В. ].
Третья функция воображения сопряжена с заинтересованностью в свободной регуляции познавательных действий и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С поддержкой преднамеренно порождаемых фигур младший школьник способен концентрировать интерес на важные события. С поддержкой образов он обретает возможность регулировать восприятием и воспоминаниями.
Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий – способности реализовывать их в уме, манипулируя фигурами. Также 5-ая роль – данное формирование проекта также кодирование (на (машинном работы, формирование проектов, анализ точности процесса реализации [Володичева Н. В. ].
Творческое воображение – это процедура формирования нового, уникального вида, идеи. Здесь, слово «новый» обладает двойственное значение: отличают объективно и субъективно новое. Объективно новое – мысли, не имеющиеся в данный момент [Брушлинский А. В. ]. Это новое не повторяет ранее имеющееся, оно неординарно. Субъективно новое – новое для младшего школьника. Оно способно воспроизводить имеющееся, но он об этом не знает. Он раскрывает это для себе как оригинальное, неподражаемое и полагает его незнакомым для других. Необходимо выделить, что длительное время в психологии существовало мнение, в согласовании с которым, воображение характерно ребенку «изначально» и более эффективно в раннем возрасте, а с возрастом покоряется интеллекту и слабеет [Речицка Е. Г. ].
Младший школьный возраст рассматривается как более положительный для формирования творческого воображения. Игры, беседы детей показывают силу их воображения, безумство воображения. В их повествованиях, беседах действительность и воображении зачастую смешиваются, и фигуры воображения могут в силу закона психологической действительности воображения переживаться ребенком как абсолютно настоящие. Более яркое и беспрепятственное проявление воображения младших школьников возможно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок.
В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают действительность, другие – создают новые оригинальные образы и ситуации. Придумывая истории, дети иногда заимствуют известные им сюжеты, стихотворения, графические образы, не замечая этого. Однако зачастую они целенаправленно комбинируют узнаваемые сюжеты, формируют новые образы, гиперболизируя определенные черты и свойства выбранных героев. В процессе учебной деятельности воображение младших школьников преобразовывается. Возникает значительная стабильность образов воображения, которые лучше хранятся в памяти, становятся обильнее и многообразнее благодаря расширению кругозора, полученными знаниям.
К вышеизложенному следует добавить, что развитие воображения младших школьников осуществляется путем формирования умений определять и изображать прямо не указанные в описании, но закономерно из них следующие состояния объектов; а также формирования умений понимать условность изображения некоторых объектов, их свойств и состояний [Апшева С. Ю. ].
Воображение младшего школьника в существенной степени обладает подражательным характером. Ребенок в своих фантазиях и играх обычно воспроизводит то, что он наблюдал.
Восприятие - процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Иногда термином «восприятие» обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.
В составе процесса восприятия можно выделить четыре операции:
1) обнаружение – исходная фаза, на которой человек может лишь определить, есть ли воздействие;
2) различение – выделение в предмете интересующих человека признаков;
3) идентификация – сопоставление предмета с одним из известных человеку образцов;
4) опознание знакомых объектов.
Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно использовать таблицу с геометрическими фигурами различной формы. Таблица может быть с набором букв, геометрических фигур разного размера, графическими изображениями.
Рисунок 2.1 Таблица с геометрическими фигурами различной формы
Задания школьнику : постарайся как можно быстрее сосчитать:
- сколько раз встречается круг?
- сколько раз встречается квадрат?
- сколько раз встречается треугольник?
- сколько раз встречается ромб?
- сколько раз встречается прямоугольник?
Ребёнка надо вовлечь в процесс восприятия, заинтересовать. Ребёнку легко в наглядно воспринимаемой ситуации, его восприятие руководит мышлением наиболее безошибочно. Мышление следует за восприятием. Оно подчинено восприятию. Для этого поможет рисунок 2.2 сколько звёздочек?
Рисунок 2.2 Сколько звездочек
По утверждению Выготского Л. С. детское восприятие по картинкам проходит четыре основные ступени:
сначала это восприятие отдельных предметов, стадия предметов;
затем ребенок начинает называть предметы и указывать на действия, которые проделываются этими предметами, - это стадия действия;
позже ребенок начинает указывать на признаки воспринимаемого предмета, что составляет стадию качеств или признаков;
потом ребенок начинает описывать картинку как целое, исходя из того, что она представляет в совокупности частей.
Творческое мышление - вид мышления, относящийся к созданию субъективно нового продукта и изменениями в самой познавательной деятельности для его создания. Творческое мышление необходимо отделять от использования готовых знаний и умений, называемого репродуктивным мышлением. Н. Роджерс утверждает, что это особое мышление свойственно всем индивидам, и оно проявляется в способности к избирательному поведению. «Творческая» личности подразумевает способность обнаруживать неизвестные ранее решения проблем. Исходя из этой точки зрения, мы можем предполагать наличие творческого мышления у детей. Хотя их личность достаточно развита, но мышление еще находится в развитии.
Мышление является главным психическим процессом у ученика начальной школы, в отличие от дошкольника. Завершается переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению. Если в первые два года активно используются наглядные образцы, то в следующих классах объем такой работы заметно сокращается. В конце начальной школы проглядываются индивидуальные различия в мышлении детей. Психологи объединяют их в три группы: теоретиков, для которых учебные задачи легки в решении с помощью слов, практиков, требующих наглядности и художников, мыслящих яркими образами. У большинства детей наблюдается равновесие между этими видами мышления.
Далее рассмотрим опыт работы учителя МБОУ СОШ № 5 Московской области, г. Солнечногорск по развитию творческой активности школьников на уроке.