Людмила Яшнова
Организация процесса питания и сервировки стола в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация процесса питания и сервировки стола в ДОУ
Черкесов, глава г. чебоксары: |
Дети – это главная ценность,
их здоровье является приоритетной задачей для руководства столицы и всех участников образовательного процесса. Приоритетными задачами в городе Чебоксары являются сохранение и укрепление здоровья детей через обеспечение качественным сбалансированным питанием |
Публикация «Организация процесса питания и сервировки стола в ДОУ» размещена в разделах
- Посуда. Все о посуде для детей
- Продукты питания
- Сервировка стола
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Главная задача детского сада - обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. При этом организация рационального питания – необходимое условие для гармоничного роста детей, их физического и нервно-психического развития, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды занимает особое место в деятельности ДОУ. Ведь именно в детском саду дети проводят значительную часть дня.
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является правильная сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка и закрепления культурных навыков.
Эстетическое оформление стола привлекает внимание детей к блюдам, повышает аппетит, формирует эстетический вкус детей.
Эстетическое оформление стола :
обязательно бумажные салфетки,
красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки, ножи,
порционно нарезанный хлеб в хлебнице,
чашки, тарелки по количеству детей,
допускается цветочная композиция для украшения.
К завтраку стол сервируется следующим образом :
На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелка с порционным маслом, салфетница
Затем раскладывают ложки, вилки, ножи (для масла) – старший дошкольный возраст. Вилка с левой стороны, нож и ложка– справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Чайные пары ставятся в центре стола, по количеству детей.
Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.
Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола.
К обеду стол сервируется :
На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетница.
Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка.
Чайные пары с маленькой ложечкой ставятся в центре стола, по количеству детей.
Салаты, овощную нарезку, маринад раскладывают в отдельные тарелочки до того, как дети сядут за стол.
Супы (если нет салатов) подаются только тогда, когда ребёнок сядет за стол.
Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если воспитатель и младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, они всегда успеют вовремя подать каждому второе.
К уплотненному полднику стол сервируется :
В центре стола ставится салфетница, чайные пары.
Тарелка ставится каждому ребёнку, если предлагается выпечка или печенье.
В остальном стол сервируется так же, как и к завтраку. Не подается только масло.
Порядок действий по организации приема пищи :
Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)
Гигиенические процедуры : валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; самоконтроль детей.
Соблюдение постепенности посадки детей за столы. Воспитатель старается, чтобы вслед за дежурными за стол сели те дети, которые медленно едят и имеют плохой аппетит.
Сервировка стола : организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.
Прием пищи (завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.
Организация дежурства
Общие требования:
- дежурство носит характер поручений;
- единство требований со стороны обоих воспитателей и младшего воспитателя;
- обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);
- назначают по 1 дежурному для каждого стола;
- поощрение и благодарность за помощь
Дежурство по столовой младший возраст :
• к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;
• раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.
Дежурство по столовой средний возраст :
• сервировка стола под руководством взрослого;
• уборка использованных салфеток.
Дежурство по столовой старший возраст :
• сервировка стола;
• размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);
• уборка использованных салфеток.
Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.
Правильная сервировка стола как необходимое условие воспитания положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи:
на чистый стол постелить скатерть, ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев. а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид
бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо)
хлебница ставится в центре стола, при необходимости хлеб нарезается пополам (не ломается)
Расставляются чайные пары
если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку
справа от тарелки кладут столовые приборы :
ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз,
если подается столовый нож, тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши).
то, что легко разделать вилкой, едят без ножа: вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет.
салат, овощную нарезку, маринад подают в отдельной тарелочке
раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной
по мере съедания блюд необходимо убирать грязные тарелки