Елена Викторовна
Организация процесса обучения с использованием разнообразных дидактических, развивающих игр с математическим содержанием
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
«Организация процесса обучения с использованием разнообразных дидактических, развивающих игр с математическим содержанием не только в организованной ОД, но и вне её».
Воспитатель высшей категории ОДО МОАУ “Лицей №1” Семейкина Елена Викторовна
Содержание :
1.1. Введение…
1.2. Актуальность….
1.3. Постановка проблемы, цели и задач опыта работы….
2.1. Анализ научно-педагогической литературы…
Публикация «Организация процесса обучения с использованием разнообразных дидактических, развивающих игр с математическим содержанием» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
2.2. Дидактические игры в процессе развития детей дошкольного возраста.
3.1. Практическая часть. Технология использования дидактических игр….
1. Стихи, загадки, задачи….
2. Игры с числами и цифрами…
3. Игры на ориентировку в пространстве и времени….
4. Игры с геометрическими фигурами….
5. Игры со строительным материалом…
6. Игры на развитие логического мышления….
7. Игры на развитие цветового восприятия…
8. Индивидуальный дидактический материал….
3.2. Взаимодействие с родителями.
3.3. Заключение….
Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая
сделать его занимательным.
Блез Паскаль
1.1. Введение
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Огромное значение в умственном воспитании и развитии человека занимает математика.
Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
1.2. Актуальность
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным:
- Это понятие состоит из взаимосвязанных, и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
- Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
- Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
В начальной школе курс математики не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по предмету. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач, воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
1.3. Постановка проблемы, цели и задач опыта работы
Помня о том, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, пришла к выводу, что для повышения уровня знаний, нужно использовать больше дидактических игр. В рамках работы по самообразованию углубленно изучила тему:
«Организация процесса обучения с использованием разнообразных дидактических, развивающих игр с математическим содержанием не только в организованной НОД, но и вне её».
Проблема педагогической работы:
o Какое значение имеет дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений у дошкольников?
Чтобы решить данную проблему, я поставила цель:
o Выявить: возможности дидактической игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Для достижения поставленной цели обозначила следующие задачи:
o Изучить научно-педагогическую литературу по данной теме.
o Создать предметно-развивающую среду для успешной реализации опыта работы с детьми.
o Пополнить предметно - развивающую среду дидактическими играми и логическими играми и упражнениями по ФЭМП.
o Поделиться опытом работы с коллегами в рамках своего образовательного учреждения ОДО МОАУ «Лицей №1» на педсовете.
2.1. Анализ научно-педагогической литературы
Для теоретического обоснования проблемы, я использовала следующую научно-педагогическую литературу:
o А. К. Бондаренко
Дидактические игры в детском саду. Москва: «Просвещение», 1991.
В книге раскрывается методика проведения с детьми 3-7 лет дидактических игр разных видов : настольно-печатных, словесных, игр с предметами, но в первой части автор знакомит нас с основными функциями и ролью дидактической игры в педагогическом процессе детского сада.
o Е. В. Колесникова
«Математика для детей 6 – 7 лет». Методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». – 4-е изд., переработано и дополнено. – М. : ТЦ Сфера, 2017 (Математические ступеньки).
Данное методическое пособие входит в четвёртую часть УМК авторской парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». Это четвёртое издание в «Российской Федерации и ФГОС дошкольного образования». Пособие рекомендуется использовать вместе с рабочей тетрадью «Я считаю до двадцати», в которой представлены учебно-игровые задания для детей 6 -7 лет, и демонстрационным материалом «Математика для детей 6 -7 лет». Предназначено всем участникам образовательного процесса – детям, педагогам, родителям.
o Авторский коллектив: Г. В. Глушкова, Т. И. Ерофеева, С. И. Мусиенко, Л. И. Павлова и другие.
Дошкольник изучает математику. Как и где?
Москва: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
В пособии раскрывается содержание работы воспитателей с родителями по математическому образованию и интеллектуальному развитию дошкольников. Рассматривается содержание консультаций, дней открытых дверей. Приводится содержательный материал, который воспитатели рекомендуют родителям использовать в семье : познавательные истории с математическим содержанием сказки с проблемными ситуациями, дидактические игры, задачи-шутки, задания на сообразительность.
o Л. А. Грищук
Школа дошкольников. Занимательные уроки.
Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.
Данная методическая разработка содержит комплексный подбор материала для организации занятий с детьми 5 – 7 лет. Пособие предоставлено в помощь педагогам и содержит задания, игры и упражнения по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления и мелкой моторики дошкольников.
о Л. Я. Береславский
Азбука логики.
М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2001
В книге предложено более 150 игр и упражнений на развитие логики. С их помощью ребёнок учится концентрировать внимание на предмет, обдумывать свои действия, принимать верное решение. Книга адресована родителям и воспитателям дошкольных учреждений.
2.2. Дидактические игры в процессе развития детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиями, если эти правила ими усвоены.
Какое значение имеет игра?
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребёнок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребёнка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в неё детей.
Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.
Таким образом, дидактическая игра- это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
3.1. Практическая часть. Технология использования дидактических игр.
Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.
При проведении организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений стараюсь разнообразить процесс обучения и создавать эмоционально тёплую атмосферу для детей.
1. Стихи, загадки, задачи.
Использую интересные стихи, загадки, задачи математического содержания, предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке:
o Мы делили апельсин,
Много нас, а он (один).
o Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой? Сколько их?
Такие задания, не только знакомят ребят с новыми понятиями математического содержания, но и развивают память, внимание, речь, логическое мышление.
Задачи –шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большой мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора.
о Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.) Росло 2берёзы. На каждой берёзе по 2 большие ветки. На каждой ветке - по 4 яблока? Сколько всего яблок? (Ни одного. На берёзе яблоки не растут.)
2. Игры с числами и цифрами.
Для закрепления порядкового и количественного счёта играем в игры, сделанные своими руками:
«Кочки», «Весёлый счёт», «Кто быстрее назовёт?», «Кто первый?», «Посади бабочку на цветок», «Математический цветок» (с прищепками, «Какой игрушки по счёту не стало?», «Назови соседей», «Встань по порядку», «Мои первые цифрры», «Математические знаки», «Математические примеры», «Кирпичики знаний» и другие, в этих играх детям нравится быстрая смена действий.
При закреплении умений детей соотносить количество с числом использую игры, сделанные своими руками: «Гаражи», «Засели домики», «Отнеси письмо», «Волшебная полянка» и другие.
Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться предложенными мною заданиями.
3. Игры на ориентировку в пространстве и времени.
С большим интересом дети играют в игры на ориентировку в пространстве: «Найди такой же узор», «Волшебная карта», «Найди игрушку», «Путешествие по группе», «Укрась платочек», «День-ночь», «Выполни команды», «Время», «Весёлый распорядок» и другие.
С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее усваивают понятия: «слева», «справа», «над», «под», «около», активнее используют в речи пространственные прилагательные и наречия.
Для более эффективного запоминания дней недели, частей суток играю с детьми в пальчиковые игры «Гномики», «Тучки-недельки», загадываю загадки.
4. Игры с геометрическими фигурами.
В целях закрепления знаний о форме предметов использую игры : «Предмет и форма», «Разложи по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическое домино». Предлагаю детям выполнить математические упражнения «Найди предмет, который похож на квадрат (круг, треугольник, овал)», «Заполни таблицу», «Найди фигуру», используя символическое изображение признаков предмета.
Дети с большим удовольствием строят геометрические фигуры из счётных палочек.
5. Игры со строительным материалом.
В процессе знакомства и закрепления знаний геометрических тел (шар, конус, цилиндр, куб) использую игры со строительным материалом в организованной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельности детей.
Предлагаю детям следующие игры и упражнения: «Построй башню только из кубов», «Катится-не катится», «Что похоже на цилиндр?», «Назови детали конструктора», «Построй по образцу» и другие.
Во время проведения этих игр, дети не только запоминают названия геометрических тел, но и развивают мелкую моторику рук, закрепляют пространственные отношения: «выше - ниже», «вверху-внизу», «слева-справа» и другие понятия, а также любят обыгрывать постройки с мелкими игрушками, с деревянными матрёшками и машинками.
6. Игры на развитие логического мышления.
Благодаря таким играм как: «Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди лишний предмет», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Волшебные чемоданчики», «Найди закономерности», «Обобщение», «Что к чему?», «Учимся мыслить логически?». Из книги «Азбука логики» использую игровые задания и упражнения на сравнение, классификацию; задачи на соотношение фигур; знакомимся с логическими словами «вне»; «внутри», дети учатся строить логические цепочки, анализировать, делать выводы, учатся мыслить самостоятельно. Как в организованной деятельности, так и в свободной деятельности, дети с удовольствием любят проходить математические лабиринты, рисовать по точкам и клеточкам; дорисовывать, перерисовывать и раскрашивать предмет; расшифровывать слова с помощью арифметических действий. С желанием и интересом играют в шашки и шахматы.
7. Игры на развитие цветового восприятия.
Цветовое восприятие -это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Систематическая, последовательная работа с детьми по цветовому восприятию, на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес, что в значительной мере способствует эффективной работе с ребёнком в других направлениях.
В работе по развитию цветового восприятия я использую следующие дидактические игры : «Найди свой гараж по цвету», «Подбери к чашке блюдце», «Собери цветы», «Форма и цвет», «Домино», «Светофор», «Подбери по цвету».
8. Индивидуальный дидактический материал.
Большое значение в развитии элементарных математических представлений имеет работа с индивидуальным или раздаточным материалом, который мы можем использовать во всех возрастных группах детского сада.
Процесс познания наиболее интенсивно протекает не тогда, когда дети только созерцают
Счётные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее-короче», «выше-ниже» и многое другое.
Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, конструкторских способностей.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором.
Счётные палочки выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
В работе с детьми я использую следующие дидактические игры с палочками «Сложи из палочек предмет, фигуру», «Построй лесенку», «Свободное конструирование по желанию детей» и многие другие.
4. Взаимодействие с семьей.
Опираясь на высказывание В. А. Сухомлинского о том, что педагогика должна стать наукой для всех – и для педагогов, и для родителей, взаимодействие с семьей строится по двум направлениям; педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность группы.
Повышение педагогической грамотности родителей осуществляется через консультации, индивидуальную работу с родителями по данной проблеме, родительские собрания, папки-передвижки «Роль развивающих игр в умственном развитии ребенка», «Давайте поиграем» и др. Вовлечение родителей в деятельность группы провожу через участие родителей в обогащении развивающей среды группы, приобретение рабочих тетрадей, новых развивающих игр. Заинтересовавшись нашей работой, родители стали нашими добрыми и надёжными помощниками.
3.2. Заключение:
Я пришла к выводу: использование развивающих, дидактических игр и упражнений способствует развитию зрительной памяти, навыков счёта, образного мышления, внимания.
Я убеждена в том, что игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное – способствует развитию элементарных математических способностей и познавательного интереса детей.
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка.
Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая
сделать его занимательным.
Блез Паскаль