Елена Устименко
Изменения организации предметно-развивающей среды с введением ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.
Публикация «Изменения организации предметно-развивающей среды с введением ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
Рассмотрим первое требование к предметно-пространственной среде - насыщенность.
В группе размещены игры для развития мелкой моторики «Геометрические формы», «Помести деталь», сенсорные полочки и столики мимо которых не могут пройти наши малыши
Оборудован физкультурный центр, содержащий все необходимые пособия: скакалки, мячи различных размеров, кегли, мелкие игрушки и многое другое для проведения утренних гимнастик и образовательной деятельности по физическому развитию. Для проведения гимнастик после сна в группе есть дорожки здоровья, тренажёры для профилактики зрения.
Многие пособия изготовлены руками педагогов и родителей.
В зависимости от сезона, имеется выносной материал для проведения образовательной деятельности по физическому развитию и организации двигательной активности на прогулке.
В соответствии с возрастом детей в нашей группе есть дидактические, игровые, наглядные материалы по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни (дидактические игры, иллюстративный материал и др.)
Ежемесячно воспитателями, узкими специалистами, медицинскими работниками разрабатываются памятки для родителей по вопросам здоровьесбережения и надо отметить, пользуются спросом у мам и пап
Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации.
Для эффективной организации двигательной активности в групповых помещениях мебель размещена по периметру помещения таким образом, что во время свободной деятельности детей столы раздвигаются, оставляется максимальное пространство для движения. Мы стараемся эффективно использовать всё пространство групп, творчески подходить к этому, размещая тренажёры, игровые панели на стенах, на полу. Полифункциональность развивающей среды присутствует в нашей группе, мы используем ширмы, предметы из природного и бросового материала: гладкие камни, крупные семена, крышки, пластиковые бутылки и многое другое.
Безусловно, при организации предметно - развивающей пространственной среды учитываются индивидуальные и возрастные особенности развития, создаем ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей.
Всё это говорит о том, что мы стараемся сделать развивающую среду вариативной.
Одним из главных требований к развивающей среде детского сада является доступность. Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В нашей, как и в каждой группе, есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.
И, конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов.
Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.
В нашей группе создана предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
В заключение своего выступления хочется сказать, всё то, о чём было
изложено выше, создано нами, с участием родителей наших воспитанников. Нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить… Какие хорошие глаголы - стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.