Шатрюк Лидия Ивановна
Организация предметно-развивающей среды в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей
среды в первой младшей группе.
«Предметно развивающая среда –
это система материальных объектов
деятельности ребёнка, содержание его
духовного и физического развития,
это единство социальных и предметных средств»
С. Л. Новоселова
Содержание:
1. Введение .
* Краткое обоснование проекта
* Цели и задачи
* Ожидаемые результаты
2. Основное содержание проекта
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в первой младшей группе» размещена в разделах
* Теоретическое обоснование проекта
* Описание продукта планирования
* Планирование деятельности
по реализации проекта
3. Критерии оценки эффективности проекта
4. Список используемой литературы
Введение.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно - развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять на жизнь ребёнка (т. е. социальная культура общества, собственно это мир, в который ребёнок приходит, рождаясь на свет).
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребёнка.
Таким образом, предметно – пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Направление деятельности и развитие ребёнка во многом зависит от нас, педагогов – от того, как устроена предметно – пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.
Всё, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берём на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-развивающей среды.
Итак, предметно-развивающая среда оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы, овладевает действиями с предметами, усваивает их названия.
Краткое обоснование проекта:
Актуальность:
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В ФГОС ДО предъявляются следующие требования к организации предметно – пространственной среды:
* развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного процесса Группы;
* предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
* развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ,
- учёт национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учёт возрастных особенностей детей,
* развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
Проблема:
Среда в группах часто не соответствует интересам детей, не инициирует их на самостоятельный свободный выбор.
Идея:
Заключается в разработке и освоении модели построения предметно-развивающей среды, оптимально обеспечивающих процессы развития детей младшего возраста в ДОУ с применением интересных форм и инновационных подходов, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.
Цели и задачи:
Цель:
Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС
Задачи:
1. Осуществить подбор интересных форм и инновационных подходов для организации предметно - развивающей среды в первой младшей группе.
2. Обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, игровую эмоциональную, двигательную самостоятельную, художественную деятельность детей;
3. Развивать коммуникативно – речевую и познавательно-творческую деятельность детей.
4. Осуществить взаимодействие с семьёй с целью оптимизации воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.
Основное содержание проекта.
Теоретическое обоснование проекта:
Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов, педагогов, экологов, психологов, и других специалистов.
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Во введении к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 году, записано: «…человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».
Следовательно, «среда» является продуктом деятельности человека и поддаётся целенаправленному формированию.
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, Е В. Зворыгина и др.
Среда рассматривается как межпредметное понятие важнейшее для педагогики, как фактор развития личности ребенка в узком и широком смысле этого слова (микро -, мезо - и мазофактуры). Социокультурная среда раскрывается как фактор, сдерживающий или наоборот активизирующий процесс развития ребенка (благоприятная, тепличная, враждебная, агрессивная, нейтральная среда. При этом подчеркивается роль взрослого в фильтрации вредных воздействий среды на маленького ребенка, который не может сделать это самостоятельно (С. А. Козлова, Т. А. Куликова).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.
Известный французский педагог Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда –это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» [4:с. 11].
Описание продукта проектирования:
Модель организации предметно-развивающей среды в первой младшей группе:
организация подпространств по разным видам деятельности.
Предметно – развивающая среда:
• Центр «Песок – вода»
• Зона двигательной активности
• Уголок развития речи
• Уголок изобразительной деятельности
• Игровая «Жилая комната»
• Игровые трансформируемые модули
• Центр развивающих игр
• Дидактический стол
• Уголок ряжения.
Модель организации предметно-развивающей среды
в младшей группе по разным видам деятельности:
игровой, познавательной, продуктивной.
Подпространства
Виды деятельности Содержание предметно-игровой среды
«Игрового развития» 1. Сюжетно-отобразительная деятельность:
- сюжетно-образные игрушки,
- кукольный уголок,
- игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, мягкая мебель, модули для детей.
Атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине кукол, телефон, часы, картины с героями из сказок,
(1-2) на уровне роста детей и т п
Куклы: младенец (голыш); дидактическая кукла с полным набором верхней одежды и белья. Животные и их детеныши, выполненные в реалистическом образе из разного материала. Коляски для кукол.
Уголок «Ряженья» - стойка, одежда на плечиках, можно сундучок, расписанный в народном стиле, зеркало (в рост или в пол роста ребенка).
Парикмахерская (Салон красоты) - трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума, игрушечные наборы.
Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватки с постельными принадлежностями. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды, пеленки, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.
Кухня (для игровых действий, игры с куклами): мебель, техника, набор кухонной посуды.
Ванная комната (для игровых действий, игры с куклами): ванночка для купания кукол, полотенце, заместитель мыла, игрушечный пылесос, гладильная доска, утюжки.
Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов; муляжи - продукты (булочки, пирожки, сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые)
Поликлиника: кукла-доктор (медсестра) в профессиональной одежде с символом (медицина - красный крест, фонендоскоп, градусник.
Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг
«Интеллектуального развития и творчества» 2. Познавательно-отобразительная деятельность Легкий модульный материал – мягкие объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров.
Напольный конструктор (крупный строительный материал): крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т. д. ; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор, рыбки, насекомые, сказочные персонажи.
Настольный конструктор (мелкий строительный материал, ЛЕГО): мелкие транспортные игрушки и сюжетные фигурки
Центр воды и песка (рядом с уголком природы): ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфины, лягушки (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные). Для экспериментирования: сачки, формочки (замораживание, различные емкости (наливание, переливание, лодочки, камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет)
«Экологического развития» Уголок природы: картины - пейзажи по времени года; цветы с характерным выделением листа, стебля, цветка; широколистные, с плотной поверхностью листа, обильноцветущие (фикус, бегония, бальзамин, фуксия, герань, гибискус)
«Интеллектуального развития и творчества» Книжный уголок: 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания; иллюстрации (ламинированные); сюжетные картинки.
Театр: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, би-ба-бо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек»
Музыкальные игрушки (музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка; плоскостные балалайка, пианино); народные игрушки; музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики
«Интеллектуального развития и творчества» 3. Процессуальная игра:
-развитие символической функции мышления Предметы-заместители, неоформленный материал:
кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины
«Интеллектуального развития и творчества» 4. Сенсорное развитие:
обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки.
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, например: «Цветы», пазлы из 3-12 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами («Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)» или «Теремок»).
Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику: «Черепаха»; шнуровки, застежки, молнии на панно, на туфельке, на игрушке
«Интеллектуального развития и творчества» 5. Продуктивная деятельность: стремление к самовыражению Уголок изодеятельности: доска, мел; специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка, магнитные кнопки
«Физического развития» 6. Физическое развитие:
умение действовать самостоятельно, ориентироваться в пространстве Пространство в группе для свободного перемещения, удовлетворяющее двигательную потребность ребенка. Физкультурный уголок: шведская стенка с матрасиком (только под контролем взрослого). Мягкие легкие модули, разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и теннисные, разноцветные шары для прокатывания, мешочки с песком для равновесия, кегли, обруч
Планирование деятельности по реализации проекта:
1 этап. Аналитический
- Осуществление анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выявить и определить сущность и структуру понятия «предметно-развивающая среда».
- Изучение особенности организации предметно-развивающей среды в группах
младшего возраста.
2 этап. Практический
- Создание модели предметно-развивающей среды.
- Привлечение родителей к процессу создания среды.
3 этап. Заключительный
- Апробирование модели предметно-развивающей среды, обеспечивающей эффективное развитие детей младшего возраста.
- Родительское собрание по итогам работы организации предметно-развивающей среды.
Критерии оценки эффективности проекта:
Создание модели предметно-развивающей среды.
а) способствует развитию разных видов деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, двигательная;
б) условия для проявления самостоятельности, и развития инициативной речевой активности каждого ребёнка,
в) трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.
Список используемой литературы:
1. В. А. Петровский, А. М. Кларина, Л. В. Смывина, Л. П. Стрелкова
«Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»
2. Н. В. Нищева «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду» М., 2006
3. В. А. Петровский «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» М., 2003
4. Интернет носители
5. ФГОС ДО