Эльвира Мардеева
Организация предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются :
• особенности эмоциональной личности ребенка,
• его индивидуальные социально-психологические особенности;
• индивидуальные предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• поло-ролевые особенности.
В условиях малокомплектного детского сада учитываются также возрастные особенности детей.
Публикация «Организация предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе возрастную адресованность оборудования и материалов:
• Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.
• В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.
В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.
Список книг для литературного уголка может включать в себя:
• художественную литературу по темам, по 5-6 наименований из прочитанных книг и по 1-2 новых, незнакомых детям;
• «говорящие книги»;
• для малышей — книжки-малышки, книжки-игрушки;
• книги, сделанные своими руками;
• различные журналы, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникационных навыков;
• аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.
В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:
• театр настольный;
• ширма;
• наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
• театр математики;
• театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
• персонажи с разным настроением;
• материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
• готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
• атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
• уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
• для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.
Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.
Тематика наборов определяется образовательной программой.
Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые, сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе, мелкого и среднего размера.
Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.
Оснащение театрального уголка для средней группы
1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски театральных персонажей.
2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
3. Стойка-вешалка для костюмов.
4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
6. Атрибуты для «Разноцветных сказок».
7. Театр математики.
8. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности : аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Празднично-карнавальные игрушки
Детям от четырех до шести лет могут быть предложены крупные надувные куклы, фигуры животных, сказочные персонажи, удобные для переноски, всевозможные жезлы, эмблемы.
Празднично-карнавальные игрушки могут быть очень крупными, декоративными. Интересны игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов). Атрибуты костюмов и маски должны создаваться в соответствии с антропометрическими и эргономическими данными детей каждой группы.
В содержание работы по театрализованной деятельности входит :
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;
• упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);
• литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи».