Марина Николаевна Матвеева
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-пространственной среды ребенок чувствует уверенность в себе, проявляет самостоятельность, творчество. Вопрос создания предметно-пространственной среды для нашего дошкольного учреждения является не менее важным и актуальным. С целью реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, в ДОУ разработан план мероприятий по его введению, в котором запланирована работа коллектива по преобразованию среды и приведения ее в соответствие с требованиями стандарта.
На первом этапе нашей работы по преобразованию РППС были изучены и выделены следующие требования ФГОС, которыми в своей деятельности должны руководствоваться педагоги ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
1. содержательно насыщенной;
2. трансформируемой;
3. полифункциональной;
4. вариативной;
5. доступной;
6. безопасной.
Мы выделили принципы построения РППС с учетом возрастных особенностей детей:
РППС в младшем дошкольном возрасте
• Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
• При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии.
• Обогащение сенсорного опыта детей.
РППС в среднем дошкольном возрасте
• Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие коммуникативных навыков.
• Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Этот возраст – пик развития сюжетно-ролевой игры. Ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими
• Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать
РППС в старшем дошкольном возрасте
• В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
• Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Полифункциональность возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
Ширмы – этот модуль используется уже давно в практике ДОУ. Но, в основном, для театрализованных игр. Наши ширмы используются детьми для разнообразных сюжетно-ролевых игр. Съемные карманы, полотнища определяют сюжет новой игры.
Столы-домики. Все мы знаем, что дети любят устраивать игры в «домике» под столом. Эта ситуация известна всем мамам. Нельзя упускать такую возможность – создать игровое пространство, как дома.
Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации.
Напольные шахматы, ковровые панно по дорожному движению позволяют трансформировать среду группы от желания детей.
Макеты-трансформеры позволяют моделировать пространство группы. Данные макеты не занимают много места в группе, если они не нужны в данный момент. Сборная конструкция легко помещается в углу группы за шкафом.
Вариативность среды предполагает :
наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Игровые настенные панели разработаны так, чтобы стимулировать развитие ребенка. Поэтому дети, играя с различными модулями, собранными в системы, одновременно обучаются.
В комплект входит:
1. Модуль
2. Комплект магнитов – собери картинку
3. Комплект магнитов – крестики нолики
4. Упаковка для магнитов
Размеры: 800х600х16 мм
Развивающая магнитная настенная панель Мимика (Эмоции). Панель в игровой форме познакомит ребенка с различными эмоциями человека, его мимикой. Необходимо правильно подобрать глаза, брови, волосы, губы, нос у мальчика и девочки и получится лицо, выражающее ту или иную эмоцию.
Помещение групп можно разграничивать не только с помощью шкафов, столов и мольбертов, в группах можно сделать так называемые комодики. В ящиках хранится материал по ИЗО, экспериментальной деятельности, атрибуты сюжетно-ролевых игр. Площадь комода может быть использована тоже в зависимости от темы.
В группах оформлены центры по ознакомлению с окружающим. В них проходит основная деятельность по реализации детско-взрослых проектов, тематические выставки.
Одним из главных требований к развивающей среде детского сада является доступность. Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В каждой группе есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.
В заключении хочется сказать, что нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить… Какие хорошие глаголы - они стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.