Лучший педагог года

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Марина Николаевна Матвеева
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-пространственной среды ребенок чувствует уверенность в себе, проявляет самостоятельность, творчество. Вопрос создания предметно-пространственной среды для нашего дошкольного учреждения является не менее важным и актуальным. С целью реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, в ДОУ разработан план мероприятий по его введению, в котором запланирована работа коллектива по преобразованию среды и приведения ее в соответствие с требованиями стандарта.

На первом этапе нашей работы по преобразованию РППС были изучены и выделены следующие требования ФГОС, которыми в своей деятельности должны руководствоваться педагоги ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

1. содержательно насыщенной;

2. трансформируемой;

3. полифункциональной;

4. вариативной;

5. доступной;

6. безопасной.

Мы выделили принципы построения РППС с учетом возрастных особенностей детей:

РППС в младшем дошкольном возрасте

• Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.

• При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии.

• Обогащение сенсорного опыта детей.

РППС в среднем дошкольном возрасте

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Этот возраст – пик развития сюжетно-ролевой игры. Ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими

• Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать

РППС в старшем дошкольном возрасте

• В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Полифункциональность возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

Ширмы – этот модуль используется уже давно в практике ДОУ. Но, в основном, для театрализованных игр. Наши ширмы используются детьми для разнообразных сюжетно-ролевых игр. Съемные карманы, полотнища определяют сюжет новой игры.

Столы-домики. Все мы знаем, что дети любят устраивать игры в «домике» под столом. Эта ситуация известна всем мамам. Нельзя упускать такую возможность – создать игровое пространство, как дома.

Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации.

Напольные шахматы, ковровые панно по дорожному движению позволяют трансформировать среду группы от желания детей.

Макеты-трансформеры позволяют моделировать пространство группы. Данные макеты не занимают много места в группе, если они не нужны в данный момент. Сборная конструкция легко помещается в углу группы за шкафом.

Вариативность среды предполагает :

наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Игровые настенные панели разработаны так, чтобы стимулировать развитие ребенка. Поэтому дети, играя с различными модулями, собранными в системы, одновременно обучаются.

В комплект входит:

1. Модуль

2. Комплект магнитов – собери картинку

3. Комплект магнитов – крестики нолики

4. Упаковка для магнитов

Размеры: 800х600х16 мм

Развивающая магнитная настенная панель Мимика (Эмоции). Панель в игровой форме познакомит ребенка с различными эмоциями человека, его мимикой. Необходимо правильно подобрать глаза, брови, волосы, губы, нос у мальчика и девочки и получится лицо, выражающее ту или иную эмоцию.

Помещение групп можно разграничивать не только с помощью шкафов, столов и мольбертов, в группах можно сделать так называемые комодики. В ящиках хранится материал по ИЗО, экспериментальной деятельности, атрибуты сюжетно-ролевых игр. Площадь комода может быть использована тоже в зависимости от темы.

В группах оформлены центры по ознакомлению с окружающим. В них проходит основная деятельность по реализации детско-взрослых проектов, тематические выставки.

Одним из главных требований к развивающей среде детского сада является доступность. Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В каждой группе есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.

В заключении хочется сказать, что нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить… Какие хорошие глаголы - они стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета педагога-психологаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога Пространство психологического кабинета является частью развивающей предметно-пространственной среды (РППС) образовательного учреждения,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 16 мая 2022 в 16:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаевна Матвеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД