Оксана Назаренко
Организация правильного питания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание. Растущий и быстро развивающийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. Как недостаточное, так и избыточное питание одинаково вредно для здоровья ребенка и может привести к расстройству пищеварения, нарушению обмена веществ, снижению сопротивляемости организма, к замедлению не только физического, но и психического развития.
Публикация «Организация правильного питания в ДОУ» размещена в разделах
Правильно организованный процесс питания - способствует хорошему усвоению пищи и имеет большое воспитательное значение
Содержание
1. Введение
2. Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков и правил поведения за столом в разных возрастных группах
3. Конспект занятия «Здоровое питание – здоровая жизнь»
4. Цикл бесед
• «Посуда и столовые приборы»
• «Как правильно и красиво накрыть стол»
• «Поведение за столом»
• «Чаепитие друзей»
• «Друзья у меня в гостях»
• «Я в гостях у друга»
5. Консультация для родителей «Почему дети любят сладкое»
Особенности формирования у детей дошкольного возраста культуры поведения за столом
Умение организовать свое питание помогает каждому из нас решить большую часть проблем, связанных со здоровьем. - Кроме того, человек, умеющий правильно, с пользой есть, всегда привлекателен, однако следует подчеркнуть, что эти навыки легче всего и надежнее формируются в детстве.
У детей дошкольного возраста меняется отношение к еде: его интересует, как выглядит пища, как она подана, сколько ее, насколько она ароматна и что об этом говорят окружающие Дошкольник чутко прислушивается не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, ни в детском саду, ни дома, не допустимо выражать вслух негативное отношение к продуктам питания.
Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание детей на недостаточности их аппетита, говорить об этом в их присутствии. Не следует упрашивать, задабривать и уговаривать ребёнка. Надо воздействовать на эмоции детей, пользуясь игровыми приёмами, поощрением, внушением, примером сверстников. Очень важно каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми и яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На прогулке вы бегали очень хорошо — это все овсяная каша».
Ребенка нельзя заставлять есть. Предлагая ребенку еду, учитывайте его аппетит. Технологию принятия пищи взрослый проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, со столовых приборов. Обращайте свое внимание на то, как дети держат чашку. Обращайте внимание на темп еды и тщательность пережевывания пищи — только овладение этими двумя навыками питания поможет, и сохранить зубы, и уберечь желудок от многих заболеваний.
В детском саду, хорошо зная характер и склонности детей, педагог может найти соответствующий подход к каждому ребенку: одного посадит между ребятишками, обладающими хорошим аппетитом, другому предложит попробовать салат или лук, выращенный в детском саду.
Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач — формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей — научить дошкольника правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении. Введение определенных правил должно быть постепенным, обучающим. Облегчить их постижение помогут специально разработанные занятия.
При обучении правилам поведения за столом, и формировании культурно-гигиенических навыков используем разнообразные формы: занятия, беседы, игры.
Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков и правил поведения за столом в разных возрастных группах
Возраст Задачи
Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет) Продолжать учить самостоятельно, мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого. Формировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить "спасибо"
Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Формировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом
Дети средней группы (от 4 до 5 лет) Способствовать формированию представления у детей о разнообразии и предназначении посуды; навыков столового этикета.
Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу; хорошо пережевывать; есть бесшумно; правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой; полоскать рот после еды.
Дети старшей группы (от 5 до 6 лет) Продолжать формировать представления у детей о значении правильного питания; разнообразии и предназначении посуды; навыков столового этикета.
Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Способствовать формированию представления у дошкольников правила поведения в гостях и приёма их у себя дома.
Закрепить знания детей о здоровой пище, сервировке стола; навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.