Ирина Панова
Консультация для педагогов «Организация перемен для школьников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проведения организованной перемены : Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья через организацию школьных перемен.
Задачи:
Подготовить место для активного отдыха детей;
Установить оборудование для музыкального сопровождения перемен;
Создать банк идей по формам проведения подвижных перемен;
Повысить двигательную активность учащихся;
Снизить уровень заболеваемости, травматизма;
Формировать у учащихся знания, навыки необходимые для формирования здорового образа жизни;
Публикация «Консультация для педагогов „Организация перемен для школьников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Улучшить психологический климат в детском коллективе
Организовать сотрудничество педагогов и детей;
Организовать работу по профилактике вредных привычек, гиподинамии.
Но мы должны помнить, что дети с интеллектуальной недостаточностью трудно усваивают смысл сюжетных игр, зачастую не понимая и не соблюдая их правил, а играя, копируют движения сверстников. Они не способны правильно и с пользой организовать свою двигательную деятельность, так как багаж их движений скуден, их выполнение хаотично, отсутствуют навыки самоконтроля и саморегуляции.
Подвижные игры на переменах должны отвечать следующим требованиям.
организованное начало игр;
постоянное нарастание физической нагрузки и снижение её в конце игр;
все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей;
проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес;
физическая нагрузка должна быть нормальной;
игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт;
в играх должна быть предусмотрена возможность любому учащемуся войти в игру и выйти из неё по своему желанию;
Целесообразно проводить подвижные игры на переменах продолжительностью 10 и более минут. При этом после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности. К концу второго, третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально «зарядиться».
Игры на переменах имеют свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривает добровольное участие детей. Игры должны быть простыми, но занимательными, в которых допускается переменность состава участников, сравнительно быстро выявляются результаты. Подвижные игры организуются в небольших по численности группах. При большом числе желающих играть в одну и ту же игру или в различные игры их можно проводить в нескольких группах, в разных местах. Отдельные игровые упражнения предназначаются для участников примерно одинакового возраста и роста. После выявления победителей состязания могут продолжаться с новым составом игроков.
На переменах широкое применение находят игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию и равновесие. В них участвуют один-два человека, а остальные активно наблюдают. Участники каждого аттракциона быстро меняются, в результате чего за 10-15 мин в нем смогут участвовать несколько десятков человек. Надо отбирать аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и несложные по содержанию. Их можно проводить одновременно в разных местах зала, площадки. Кто- либо из старших должен наблюдать за выполнением задания и устанавливать очередь.
Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, т. е. повышается работоспособность организма.
Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль над её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма : двигательная, зрительная, слуховая. Эффективность проведения подвижной перемены во многом зависит от быстрой и четкой организации учащихся, поэтому по окончанию урока, предшествовавшего динамической перемене, учитель сопровождает детей к месту ее проведения и помогает построить занимающихся.
Педагогам желательно составить график проведения динамических перемен, с указанием даты, дня недели, Ф. И. О. ответственного учителя, место проведения.
При разработке и проведении подвижных перемен педагогу необходимо соблюдать следующие принципы:
дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью;
разнообразие игр;
соблюдение гигиенических норм;
обязательным условием является окончание игры за 3 минуты до звонка на урок.
учащихся необходимо учить играть: практически показывать наиболее целесообразные и экономные игровые приёмы. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять её значение для укрепления здоровья.
Алгоритм объяснения игры может быть следующим:
название игры;
роли играющих и их расположение;
содержание игры;
цель игры;
правила игры.
Важно во время игры поощрять хорошие поступки детей. Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку, игры. Желательно избегать диктующих предложений. Лучше всего использовать товарищескую форму общения, учитывая интерес играющих. Но если игра новая, то целесообразно после короткого объяснения ее сути попробовать игру, чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся ее поняли. Затем внести поправки, после чего начинать игру по всем правилам до соответствующего результата.
Определяя подвижную игру, руководитель должен учесть подготовленность детей, размеры площадки, длительность игры, характер упражнений, входящих в нее, количество повторений и интервалы отдыха между ними. Следует всячески поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие игры детей. Игры можно планировать на несколько перемен вперед (не обязательно на каждой перемене проводить новую игру).
Игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать большой игровой азарт. В играх для перемен необходимы : простота сюжета, возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию. Эти игры непродолжительны, но немаловажное значение имеет их зрелищность, занимательность. Дети с интересом наблюдают игру со стороны, что также помогает отвлечься и хорошо отдохнуть.
Нельзя проводить на переменах игры, сильно возбуждающие и утомляющие учащихся. Так, нежелательны соревновательные игры с разделением на команды. Их очень трудно организовать, так как учащиеся собираются разные и вступают в игру не все сразу. Такие игры могут отрицательно отразиться на последующем уроке. Соревнования можно проводить только парные, в которых любой из играющих выходит в нарисованный круг помериться силой, ловкостью, сообразительностью с другим желающим.
Дети, которые относятся к специальной медицинской группе, во время подвижных перемен участвуют в играх, не связанных со значительной нагрузкой (принцип «на расстоянии вытянутой руки»).
Во время физкультурно-оздоровительных занятий на больших (подвижных) переменах необходимо принять все меры по предупреждению травматизма, обеспечить условия безопасности обучающихся. Важным условием проведения подвижной перемены является её музыкальное сопровождение. Игры надо заканчивать до звонка на урок по указанию дежурного учителя, чтобы учащиеся смогли организованно войти в класс и подготовиться к предстоящему уроку.
Все данные рекомендации нами были нами изучены, поставлены цели и задачи, о которых говорилось выше, и была спланирована работа по проведению подвижных перемен.
В ходе наблюдения за особенностями поведения детей в нашей школе было выделено 3 группы учащихся:
1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в “догонялки” (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков);
2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью
3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. Они проводят почти всю перемену сидя на скамейке, обычно бывают очень спокойны, наблюдают за активными детьми.
Исходя из этого были продуманы различные формы проведения подвижных перемен.
Согласно поставленным целям и задачам о которых говорилось выше, мы определили, что подвижные перемены будут организованы в фойе школы на 2 этаже. В фойе установлен современный телевизор большого формата и музыкальный центр. На начало года назначены ответственные за проведение подвижных перемен, составлен график проведения и инструкция по проведению. Перед проведением подвижных перемен фойе 2 этажа проветривается. Для повышения мотивации к участию в подвижных переменах ведется журнал учета активности учащихся 5-9 классов на подвижных переменах, в котором, ответственные педагоги ежедневно отмечают самых активных. По итогам месяца, самые активные учащиеся награждаются сладкими призами. По анализу результатов с начала учебного года ведение данного журнала повышает активность учащихся.
Подвижные игры проводятся на перемене после 2 и 3 урока, продолжительностью 20 минут, а на переменах продолжительностью 10 минут учащимся демонстрируются видеоминутки безопасности (видеоролики) по разным темам (пожарная, террористическая безопасность, профилактика простудных заболеваний, правила поведения в различных ситуациях и т. д).
Для организации подвижных перемен мы создали банк идей по работе в данном направлении.
1. Создали картотеку подвижных игр средней и малой подвижности; данные игры развивают скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).
2. Создали видеоигры, которые возможно использовать самостоятельно учащимся, развивают внимание, слуховой анализатор.
3. Создали картотека игр народов мира; разделе игры народов мира собранны самые известные и проверенные временем игры. Игры народов мира помогают лучше понять, а может и по-иному взглянуть на другие народности. Игры народов мира отражают культуру и самобытность народа. Также можно встретить очень похожие игры у разных народов, но с различными названиями.
4. Картотека, игр направленных на профилактику и предупреждение дорожного травматизма;
5. Картотека игр, направленных на профилактику пожаров; данные игры способствуют закреплению знаний о пожарной безопасности, повторению действий в случае ЧС.
6. Картотеку клипов с показом танцевальных движений;
7. Разметку на полу в фойе.