Какатунова Ольга Дмитриевна
Организация партнерской деятельности взрослого с ребенком
Организация партнерской деятельности взрослого с ребенком.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Публикация «Организация партнерской деятельности взрослого с ребенком» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одним из основных принципов образовательных отношений личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых : родителей, педагогических и иных работников Организации и детей. Соответственно, меняется роль самого педагога, родителей и детей в системе дошкольного образования. В этой связи видится острая необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Партнерская деятельность взрослого с детьми
Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:
– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;
– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;
– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает [4] .
Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н. А. Короткова) [4].
Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми [6].
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя.
Что же такое «партнерство»? Партнерство — англ. partnership; Совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности.
Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания» [4].
Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей [5].
Роль воспитателя в совместной деятельности с ребенком
Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших и взрослых, в быту, в учебе и производственной деятельности строится на основе коммуникаций. Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства желания, планы, идеи [1].
Именно поэтому мы должны пересмотреть организацию образовательной деятельности с детьми, в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. А это в свою очередь влечет за собой значительную перестройку стиля поведения воспитателя [2].
В психологии принято выделять два разных стиля отношений человека с другими людьми: авторитарный и демократический. Первый связан с превосходством над другими, второй — с равенством, взаимным уважением.
Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что это равноправный участник деятельности и как таковой связан с другими взаимным уважением.
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту [2].
Роль воспитателя в совместной деятельности с детьми заключается в том, чтобы: обеспечивать комфортное и конструктивно – деловое участие всех детей в общем деле, игре и т. д. ; устанавливать и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога, монолога); демонстрировать свое собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его; стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов и способов действий; предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них; оказывать поддержку всем детям, в том числе имеющим особые образовательные потребности [3].
Особенности организации партнерской деятельности взрослого с детьми
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети находят возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности воспитатель «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.). Предлагает свою идею или свой результат для детской критики. Проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку действий участников, так же усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряя содержательное общение. Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Необходима оценка взрослым действий детей, но она может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка : что хотел сделать — что получилось [5].
Воспитатель приглашает детей к деятельности непринужденно :
• Давайте сегодня.
• Кто хочет, устраивайтесь удобнее.
• Кто хочет — присоединяйтесь.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н. А. Короткова [4] :
1. включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
2. добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
3. свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
4. открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.
При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности : свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т. п.
3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности — главный залог развивающего эффекта.
Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности, например, недостаточное овладение технологией организации такой деятельности, а именно создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога.
Привлечение детей к совместной деятельности обеспечат приёмы, направленные на возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
1. игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме: вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети; вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке; вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
2. помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам; интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
3. «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме: вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому; вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам; каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме: вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных; далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет: изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда детей.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
• нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
• обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом
• обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат
- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения [4].
Организуя совместную деятельность с детьми, надо придерживаться следующих правил: не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий [5]. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки [4].
Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности : надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал. Партнер- взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге. Дети реализуют свои интересы в различных видах деятельности в основном самостоятельно, а взрослый не только обязан создать условия для стимулирования ребенка в различных видах деятельности, ему необходимо ориентироваться на интересы, потребности и способности детей. Взрослый включается в деятельность наравне с детьми, не только присутствует при работе, но и стремится получить конечный продукт, поддерживая у остальных участников это стремление [5].
Заключение
Можно сделать вывод о том, что партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве.
При организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы просто не возникают.
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми в форме совместной партнерской деятельности :
-уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
-использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности;
-обеспечение взаимосвязи совместной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью.
-создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности
-широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
-широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
-выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу деятельности в дошкольной организации как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.
Список использованной литературы
1. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/16/osobennosti-organizatsii-zanyatiy-v-forme-sovmestnoy-partnerskoy. Дата обращения 29.05.2019.
2. Особенности организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. URL : https://gigabaza.ru/doc/106284.html. Дата обращения 29.05.2019.
3. Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. / Скиданова И. П. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/16/osobennosti-organizatsii-zanyatiy-v-forme-sovmestnoy-partnerskoy. Дата обращения 29.05.2019.
4. Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования. / Кельзина Светлана Юрьевна. URL : https://doshkolnik.ru/pedagogika/14833.html. Дата обращения 29.05.2019.
5. Любовь Душебаева. /Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста. URL : https://www.maam.ru/detskijsad/-sovmestnaja-partnerskaja-dejatelnost-vzroslogo-i-detei.html . Дата обращения 29.05.2019.
6. Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. / Нелюбина О. А. URL : https://topolek.ucoz.ru/KopilkaGoda/Nelubina/vystuplenie_partnerskaja_dejatelnost_neljubina.pdf. Дата обращения 29.05.2019.
Воспитатель МБДОУ "Детский сад №85" г. Череповца, Какатунова О. Д.