Оксана Юсупова
Организация непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В.
Данная публикация будет полезна воспитателям и старшим воспитателям для организации методического объединения в ДОУ.
С введением ФГОС дошкольного образования изменился подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. (далее НОД)
Публикация «Организация непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе: уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной и исследовательской деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в НОД, которое соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. НОД понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. По содержанию НОД может быть комбинированной, комплексной и интегрированной, по формам организации – индивидуальная, подгрупповая, фронтальная. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменилась и приобрела характер сотрудничества, когда ребёнок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнёром.
Подготовка к НОД включает следующие компоненты: Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе в дополнении друг друга); Соответствие и продуманность структуры НОД задачам, сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов, переход от одной части к другой); Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания.
Как вы все знаете, цель – это образ желаемого результата, который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер. Педагогу необходимо определить главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей НОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания. Сформулировав цель НОД, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту её окончания, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей.
Задачи, требования к ним.
Триединство задач - чёткое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учётом интеграции образовательных областей.
- Образовательная : повышать уровень развития ребёнка.
- Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
- Развивающая: развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время НОД.
Это в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учётом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры. Не забываем мы и об условиях эффективной организации НОД.
Одним из принципов организации педагогического процесса в образовательной программе является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребёнок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребёнка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребёнка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
«Метод» - путь к чему-либо, способ достижения цели, т. е. совокупность приёмов и операций, используемых для достижения цели. Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности. Каждый метод состоит из определённых приёмов, который направлен на решение более узкой образовательной задачи. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Структура НОД направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Этапы реализации НОД: 1. Мотивационный этап- Водная часть: предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
2. Содержательный этап - Основная часть: направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.
3. Рефлексивный этап - Заключительная часть посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части – Отношение детей к НОД.
Советы педагогам по организации НОД :
- Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
- Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.
- Подводите детей к выводам, обобщениям.
- Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
- Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
- Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
- Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей. Чаще обращайтесь к детям с просьбой — уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно, объяснить по-другому