елена ступицкая
Организация НОД в средней группе «Путешествие в историю Каменной степи»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непосредственно-образовательной деятельности в средней группе :
«Путешествие в историю Каменной степи.»
Ход занятия.
Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие. (Дети и воспитатель становятся в круг).
Воспитатель. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь давайте поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает.
Здравствуй небо! (руки вверх)
Здравствуй земля! (приседают)
Здравствуйте мои дорогие друзья! (руки вперёд)
Публикация «Организация НОД в средней группе „Путешествие в историю Каменной степи“» размещена в разделах
Раз! Два! Три! Четыре! Пять! (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять.
Будем вместе мы играть,
Много мы хотим узнать! Дети рассаживаются.
Звучит песня М. Бернеса «С чего начинается Родина».
Воспитатель.
Вдаль бегут дороги словно песня.
Дремлют горы, плещутся моря.
Нету слов дороже и чудесней,
Чем два слова - Родина моя!
Каждый человек, услышав слово Родина, представляет, что-то своё родное, близкое. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране. Они говорят на одном языке, отмечают общие праздники и если это
необходимо защищают свою Родину от врагов.
А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы детей).
Есть страны большие, есть маленькие. (Показ стран на карте).
Наша страна большая или маленькая?
Ребенок.
Россия — мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала!
Ребенок.
Вот она, Россия, наша страна,
Очень и очень большая она.
Россия - Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живём.
Ребенок.
Наша страна Россией зовётся,
Мирное небо сияет над ней.
Сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей!
Ребенок.
Что мы Родиной зовём –
Дом, в котором мы живём.
Наших бабушек, девчушек
И их песни под окном.
Песня о Родине.
1 .Очень мы любим
Родины красу,
Белые берёзки
В солнечном лесу.
Припев.
От ребят-дошколят
Родине спасибо.
Родине любимой,
Ласковой, красивой.
2. Очень мы любим
Петь, играть, дружить,
Вырастем и будем
Родине служить.
Припев.
Ребёнок.
Что мы Родиной зовём -
Край, в котором мы живём.
И берёзку, у которой хоровод мы заведём.
Хоровод «Ай, да берёзка!».
Мы вокруг берёзки
Станем в хоровод.
Радостно и звонко
Каждый запоёт.
Аи, да берёзка,
Белый ствол.
Зеленей, зеленей
Ты листвой.
Воспитатель.
Вся Родина - это наша страна, наш родной посёлок. А как называется наш посёлок? Ответы детей.
Воспитатель. Да, Институт, то
место где вы родились, где будете расти, учиться в школе. Давайте посмотрим, как красив наш посёлок. Показ презентации об Институте им. В. В. Докучаева
Воспитатель читает стихи.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете - есть Родина своя.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветка у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живём,
Края свои родные мы Родиной зовём.
Воспитатель. Ребята, у нашего поселка есть другое название - Каменная
Степь. Хотите узнать, почему его так называют. (Ответы детей).
Чтобы это узнать, нам нужно отправиться в путешествие назад в прошлое,
в далёкую старину.
Звучит сигнал. Входит старик.
Старик. Услышал я, что хотите путешествовать и попасть в старину.
Я, сторож у ворот,
Мимо меня просто так никто не пройдёт.
Если через испытание моё вы пройдёте,
То в прошлое вмиг попадёте.
Старик достаёт изображение русского платка, а там дырки в виде
геометрических фигур.
Ой, сколько времени прошло, совсем прохудился мой волшебный платок.
Нужно его починить.
На подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и
определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта платка. Старик
превращает заштопанный платок в настоящий. С помощью него можно
попасть в прошлое и вернуться обратно.
Старик говорит, что уходит и предупреждает о том, что в прошлом
долго задерживаться нельзя.
Воспитатель. Глазки вы сейчас закройте и тихонечко постойте!
Платком ярким мы махнём -
В прошлое мы попадём!
(В это время внести макет).
Вот и случилось чудо, мы очутились в Каменной степи 120 лет назад. В этом месте, где мы сейчас находимся, не было ничего, ни домов, ни деревьев, ни прудов, ни чего.
Показывает макет. Такое место называли - каменная степь. Как вы думаете, почему?
Широка степь не видно ни конца, ни края. Тяжело жилось всем, кто здесь оказывался. Скучная и грустная картина перед нами. Люди слагали такие же грустные, тягучие песни.
Воспитатель поёт песню «Ой, ты степь.». В это же время идет показ фильма «Ковыль».
В степи дули сильные ветра - суховеи. Ветер дул с такой силой, что сдувал всё на своём пути. Вслушайтесь в название ветра - суховей. Как вы думаете, почему его так назвали? Звучит фонограмма ветра.
Суховей - «сжигающий без огня» гак назвали его люди. Где проходили суховеи растения засыхали, блёкли и погибали. Поля и деревни заносило землёй. И тогда люди решили победить суховеи. Сюда в каменную степь приехали учёные, во главе с Василием Васильевичем Докучаевым. Долго, долго думали, изучали землю, ветер. И решили, что есть выход и можно бороться с суховеями, сделать так, чтобы на этой земле могли бы расти разные растения.
Ребята, как вы думаете, что нужно, прежде всего, сделать в степи, что бы можно было что-нибудь посадить. (Убрать камни, расчистить землю).
Давайте и мы их тоже уберём.
А теперь давайте проведём опыт, как настоящие учёные. Возьмите, положите на руку кусочек ваты и сильно подуйте. Что произошло? А теперь заслоните другой рукой рот, и опять дуньте. Что произошло? Почему? Вот, ребята, и учёные придумали, как заслонить землю от злого ветра. Нужно посадить много деревьев. А посадить их нужно не просто - там или сям, а полосами, чтобы деревья стояли рядышком и не пропускали ветер. Проводится игра «Что за дерево». Дети определяют названия деревьев.
Воспитатель. Ребята, если посадить рядком берёзы, то получится…берёзовая полоса, а если ели, то…., а дубы, рябины, тополя,клёны.
Давайте и мы посадим в нашей степи деревья. Их нужно сажать ровно,
рядами. (На макете дети приклеивают «деревья»).
Ну, вот огородили мы землю деревьями и ветер уже ничего не сдует.
Посмотрите, ребята, вся земля покрыта травой. Что нужно сделать с землёй,
чтобы посадить на ней что-либо. (Вспахать).
Чем можно вспахать землю? (Трактором).
Проводится игра «Найди трактор». Находят изображение трактора.
Вспахали землю, теперь можно, и сажать зерна.
Проводится игра «Что за зернышко?».
На столе лежат зёрна гороха, кукурузы, фасоли, пшеницы, гречихи,
подсолнечника. Дети называют их.
Воспитатель. Чтобы вырос хороший урожай, учёные отбирают самые хорошие зёрна.
Проводится игра «Отбери-отсортируй». На блюдцах смешаны зерна гороха и пшеницы. Нужно отобрать в разные блюдца.
Песня «Сеют в поле зерна.».
Сеют в поле зёрна
Раннею весною,
А над ними светит
Солнышко родное.
На ветру весёлом
Зашумят колосья,
Будет урожайной
Золотая осень.
Воспитатель. Как хорошо мы с вами поработали.
В старину после хорошей работы люди умели хорошо отдыхать, они пели песни, водили хороводы.
Игра «Мы на луг ходили».
Звучит звуковой сигнал.
Воспитатель. Ой, ребята, нам уже пора возвращаться.
Глазки вы сейчас закройте
И тихонечко постойте!
Платком ярким мы махнём –
И в детский сад мы попадём!
Понравилось вам путешествие? Нам с вами ещё много нужно узнать и мы ещё много раз будем с вами путешествовать, узнаем много нового и интересного.