Елена Кузнецова
Организация наблюдений за неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно – речевой активности детей дошкольного возраста при организации наблюдений за явлениями неживой природы посредством наглядно-игровых средств
Многие педагоги дошкольного образования подчёркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.
Публикация «Организация наблюдений за неживой природой» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Неживая природа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ведь правильная организация чувственного восприятия объектов природы формирует у детей не только отчётливые представления о животных, растениях и сезонных природных явлениях, но и развивает речь.
Учёные считают необходимым знакомить детей не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но со скрытыми от непосредственного восприятия причинами природных явлений. В связи с этим в экспериментальной деятельности своих воспитанников акцент делаю именно на познании явлений неживой природы.
В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.
Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи дошкольников при организации наблюдений, расскажу о некоторых формах и методах организации наблюдений за явлениями неживой природы посредством наглядно-игровых средств.
«Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (дерево, куст, лесная тропинка и т. д.) По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может быть, она приведет нас к сказке?», «Подойдите к этому дереву. Может быть, здесь спряталась сказка?» Придя на место, дети вспоминают известную им сказку, отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор пойдет о сказке «Гуси-лебеди». Дети рассматривают дерево, его ветки, листья и плоды, пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке. Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей.
В лаборатории находится природный и бросовый материал, необходимый для проведения опытно - экспериментальной деятельности. В нашей лаборатории мы проводим различные опыты с водой, воздухом, песком, бумагой. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователями. Простые опыты с песком, водой, воздухом вызывают огромный восторг и желание понять почему так происходит.
Дети каждый раз с удовольствием отправляются в лабораторию за новыми знаниями. Здесь они расширяют кругозор, развивают познавательную активность и самостоятельность. Каждое наблюдение опыта и природных явлений сопровождается речью.
Способствует развитию эрудиции и логического мышления представления о температуре воздуха, направления ветра и способах их изучения.
В работе со старшими дошкольниками, способствующей расширению представлений детей об окружающем мире, использую флюгер и термометр.
При знакомстве с термометром обсуждаем с детьми погодные явления, выясняем что они знают о погоде, какие погодные явления им знакомы. Рассматриваем карточки погоды: какая погода за окном в этот день, какие погодные явления наблюдаем на улице.
Проводим с дошкольниками эксперимент «Измерение t0 на открытом воздухе» в холодное время года. Сначала размещаем термометр в тени, через 5 - 10 минут смотрим на показания прибора. Сравниваем показания внутри помещения. Обсуждаем изменение t0 и одежды в помещении и на улице. Делаем выводы.
При знакомстве с флюгером обращаю внимание детей на то, что флажок флюгера разворачивается по направлению ветра. При этом название ветра связано с тем откуда он дует. Приходим к выводу, что северный ветер дует с севера на юг, приносит холод. Флажок разворачивается в южном направлении. А южный ветер дует с юга на север, приносит тепло.
В свободное от занятий время дети вместе с педагогом ведут календарь погоды. Возможно создание карточек таблиц – опор.
Результатами совместной деятельности детей и педагога могут стать:
«Портрет месяца» - подборка рисунков детей с изображением сезонных явлений; «Книга природы», состоящая из рисунков, примет, загадок.
Метод «Моделирование маленькими человечками» позволяет объяснить детям физическую суть различных явлений и агрегатных состояний предметов. Метод основан на том, что дошкольники представляют себе все предметы и явления в виде множества маленьких человечков. Эти человечки могут думать, производить какие-либо действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.
Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляют возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Воспитатель всегда готов выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.
Для успешного ознакомления детей с явлениями неживой природы педагогу необходимо помнить:
• стремиться, как можно чаще говорить о природе на фоне самой природы;
• учиться не столько рассказывать, сколько слушать ребёнка;
• придерживаться принципа: слово – вслед за чувственным восприятием;
• важно поощрять попытки детей выдвигать гипотезы;
• сочетать непосредственное наблюдение с использованием художественного слова;
• стремиться к рациональному сочетанию традиционных и инновационных методов;
• следовать за ребёнком, а не «вести» его за собой.
Работа по познавательно – речевому развитию проводится в системе. Было бы ошибкой предполагать, что всё приходит к ребёнку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию речи малыша и развитию его познавательной активности.