Наталия Проняева
Проект Лаборатория неживой природы.
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Лаборатория неживой
природы.
Воспитатель
Проняева Н. К.
Г. 2014.
Участники проекта :
Дети второй младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Срок реализации:
Январь – март 2014, июнь – август 2014.
Тип проекта :
Среднесрочный.
Первый этап:
Постановка проблемы, определение цели задач исследовательской деятельности.
Проблема:
Публикация «Проект Лаборатория неживой природы,» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютаризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому. Ребенок познает мир,исследуя его и экспериментируя, делая для себя все новые и новые открытия
На третьем – четвертом году жизни у детей расширяется интерес к тому, что происходит вокруг. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества.
При знакомстве с объектами неживой природы детям важно предоставить максимум разумной свободы действий (взять предмет в руки, потрогать, погладить, покатать, нажать, поиграть). Поэтому с целью обогащения представлений детей об объектах неживой природы ближайшего окружения мы организовали «Лабораторию неживой природы». Оснащение лаборатории не требует особых затрат. Это разнообразные совочки, формочки, стаканчики, ракушки, лейки,трубочки и т. д., и главный атрибут лаборатории – игровой персонаж Антошка, солнечный сынок. С его помощью дети узнают много нового.
Введение.
Вода самое удивительное вещество на Земле. Каждый человек с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручьи кораблики, плескался в речке или море. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Интерес к данной теме был вызван следующими факторами:
- больше узнать о свойствах воды, так как она играет важную роль в нашей жизни: мы пьем ее, моемся водой, стираем белье и т. д.
- узнать, почему вода на морозе превращается в лед и, наоборот, в тепле лед становится водой;
- познакомиться с тем, как можно изменить температуру.
Цель нашего исследования:
Доказать, что вода имеет различные свойства: может менять цвет, температуру, и различные состояния: превращаться из жидкого в твердое (лед) и т. д.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить такое свойство воды, как прозрачность;
- изучить с помощью эксперимента, как вода превращается в лед.
- узнать, как быстрее растопить лед;
- нарисовать книжки – малышки на тему: «Какая бывает вода».
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: свойства воды.
Актуальность работы заключается в том, что мы попытались узнать много нового про свойства воды.
Гипотеза исследования: это исследование поможет нам расширить наши знания о неживой природе.
Методы и приемы исследования: наблюдения, беседа, экспериментирование, анализ и обобщение результатов.
Оборудование: пластиковые прозрачные стаканы, краски, кисточки, формы для льда, ведерки, удочки, рыбки, мельница и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты помогут нам в окружающей жизни, расширят знания о природе.
Второй этап:
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Виды деятельности.
1. Постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, простейшими практическими и поисковыми действиями, чтениями детских книг К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая» и др. ; с использованием фольклорных форм (потешек, поговорок о воде, музыкальной деятельностью.
2. На прогулке рассказать детям о природном материале : снеге, льдинках разной формы. С помощью разнообразных игр-забав, активных действий детей способствовать закреплению представлений детей о свойствах снега и льда. «Кругом вода» (принести снег в группу, в теплом помещении он тает, становится грязным, поэтому есть его нельзя, а поливать комнатные растения можно). В беседе обсудить, какие бывают сосульки (большие и маленькие; толстые и тонкие; прозрачные, холодные, твердые).
3. Различные игры с водой. Обязательно комментировать все, что делает и видит ребенок: вода льется, пробка плавает, вода замерзла. Обращать внимание ребенка на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них.
4. Экспериментальная деятельность.
Эксперимент № 1. «Прятки».
Цель: познакомиться с таким свойством воды как прозрачность.
Ход эксперимента: мы играем в игру «Прятки», прячем камушек в руке – его не видно, затем в воде – его хорошо видно, так как вода прозрачная.
Вывод № 1: вода прозрачная, в ней хорошо видны камушки.
Пробуем изменить цвет воды с помощью краски. Добавляем в стакан с водой разную краску. Опять прячем камешек в воду, окрашенную в разные цвета, камешек плохо просматривается в воде.
Вывод № 2: чем темнее вода, тем менее видна игрушка.
Эксперимент № 2. «Делаем цветные льдинки».
Цель: познакомить с другим свойством воды – превращением воды из жидкого состояния в твердое.
Ход эксперимента: мы украшаем елку, которая растет на улице, так как ей грустно. Каждый предлагает свой вариант, чем можно украсить елку: повесить елочные игрушки, но праздник уже прошел, игрушки взрослые спрятали. Можно сделать из бумаги, но ветер может унести их или ворона склюет. Мы пришли к варианту: сделать цветные льдинки и повесить на елку. Сначала делаем цветную воду, разливаем в формочки из – под конфет, кладем пуговицу с петелькой и выносим на мороз. На следующий день рассматриваем цветные льдинки.
Вывод № 3: на морозе вода замерзает и превращается в лед. Готовые льдинки мы повесили на елку.
Эксперимент №3. «Купание куклы Аленушки».
Цель: узнать, как из горячей и холодной воды сделать теплую.
Ход эксперимента: кукла Аленушка гуляла и попала под дождь, вся перемазалась. Нужно ее искупать. Во время купания выяснили, что нет теплой воды, есть только горячая и холодная. Как же получить теплую воду? Мы пробуем смешать горячую и холодную воду, получилась теплая вода, теперь можно купать куклу и уложить ее спать.
Вывод: теплая вода получилась, когда смешали горячую и холодную воду.
Закрепляя знания детей провели вечер развлечения «Фокусы для детей «Волшебница вода», где дети сами становились фокусниками и показывали чудеса; фольклорный праздник «Ой, бежит ручьем вода».
Работа с родителями.
1. Создание книжек – малышек на тему: «Какая бывает вода?»
2. Анкета с целью выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.
3. Провела консультацию для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».
Третий этап:
Презентация материалов проекта.
1. Выставка книжек – самоделок: Галушко А. В. «Состояния воды», Артюх Е. В. «Какая бывает вода?», Колычева Ж. «Круговорот воды в природе», Воробьева С. С. «Взаимодействие воды в природе. Наблюдения.», Пушкарева Н. А. «Мир в одной капле».
2. Фотогазета «Наши развлечения».
3. Фотопрезентация проекта.
Четвертый этап.
Итог проделанной работы:
- вода прозрачная, но она может менять цвет;
- вода замерзает на морозе и превращается в лед;
- лед можно превратить опять в воду, если погреть в руке, принести в помещение, поставить на батарею;
-при смешивании горячей и холодной воды получается теплая.
Практический результат:
1. в ходе экспериментирования мы обогатили свой жизненный опыт (научились делать цветной лед, простейшие фокусы);
2. обогатили пассивный и активный словарь;
3. развиваем наблюдательность, бережное отношение к природе.
Мир огромен! Сколько интересного вокруг!
Сколько нового предстоит нам узнать!
Методическое обеспечение:
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников». -М: Мозаика – Синтез, 2012.
Ковинько Л. В. «Секреты природы – это так интересно», - М: Линка- Пресс. 2004.
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания».-М. Академия,1999.