Ирина Мухамадеева
Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий (консультация для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы
Правильно и интересно организованная работа по музыкальному воспитанию в детском саду обогащает жизнь каждого ребенка, обеспечивает всестороннее развитие его личности. Тесное содружество в работе музыкального руководителя и воспитателя помогает внедрять в быт детского сада песни, игры, хороводы и тем самым насыщает жизнь детей музыкально-художественными впечатлениями.
Публикация «Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий (консультация для воспитателей)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- Темочки
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне занятий. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности
Немаловажное значение в развитии интереса и любви к музыке имеет специальное оборудование и пособия, стимулирующие музыкально-игровую деятельность детей. В детских садах воспитатели организуют отдельные уголки : игровой, и т. д., которые помогают занять и увлечь детей интересным делом. послушать любимые произведения, спеть понравившиеся песни, подобрать их на металлофоне, помузицировать, поиграть в музыкально-дидактические игры и т. д.
Я хочу дать воспитателям некоторые рекомендации по оборудованию уголка для музыкально-игровых занятий детей в группе.
Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников. В уголке уместно повесить портрет композитора, произведения которого дети поют или слушают. На столике можно красиво расставить пособия и игрушки (детские музыкальные инструменты, которые побуждают ребят к музыкально-игровой деятельности. Те инструменты, которые дети знают и на которых умеют играть (например, металлофон, треугольник, маракас и др., можно положить в музыкальный уголок для свободного, самостоятельного музицирования.
В музыкальный уголок можно положить альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни. Можно наклеить такие же картинки и на пластинки для игрушечного проигрывателя.
Игры на музыкальные темы оказывают положительное влияние на всестороннее развитие детей. Они закрепляют певческие умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память, помогают выявлять интересы каждого ребенка.
Музыкально-дидактические игры требуют от дошкольников определенного запаса музыкальных впечатлений, навыков, умений. Эти игры могут быть самыми разнообразными по характеру и содержанию. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия – упражнения, другие имеют определенное содержание, правила, которые организуют детей. Для развития музыкально-дидактических игр можно использовать «Музыкальное лото. Если дети узнают песню и называют ее, они закрывают соответствующую картинку фишкой. Выигрывает ребенок, раньше всех накрывший фишками все картинки на своей карточке. Игра в лото способствует формированию у детей умения слушать, различать и определять знакомые мелодии.
Для проведения игры «Угадай, на чем играю» воспитатель подбирает несколько детских музыкальных инструментов (чем меньше дети, тем более контрастные по звучанию должны быть предметы, ставит их за ширму, а ребятам раздает карточки с изображением этих инструментов. Затем педагог играет знакомую мелодию. Ребенок, угадавший, какой музыкальный инструмент звучит, должен поднять соответствующую карточку.
Для организации игры «Сложи песню по ритмическому рисунку» можно использовать фланелеграф и маленькие карточки с изображением долгих и коротких звуков. С помощью карточек дети выкладывают на специальных полосках ритмический рисунок прозвучавшей песни.
Оформление музыкального уголка в младшей группе имеет свои особенности. Младшие дошкольники любят играть в музыкальные игрушки, которые воспроизводят веселую плясовую мелодию (органчики, шарманки и т. д.). Воспитателю следует обратить внимание детей на их звучание, предложить послушать веселую мелодию и объяснить, что можно под нее плясать. В музыкальном уголке можно также поместить и неозвученные игрушки: картонные пианино, гармошки и др. Очень любят малыши играть и с погремушками: они весело пляшут, звеня ими, поют, воспроизведя ритм песни, и т. д. В музыкальный уголок желательно поставить заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол. Дети с удовольствием играют с такими игрушками, так как они вызывают у них желание самим поплясать, спеть веселую песню.
В младшей группе под руководством воспитателя проводятся и музыкально-дидактические игры : на различение отдельных свойств музыкальных звуков («Птенчики и птичка», «Чей домик», тембра музыкальных инструментов («Угадай музыкальную игрушку») и др. пособия к этим играм также хранятся в музыкальном уголке.
Таким образом, музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать музыкально-игровую деятельность детей, действенно знакомить дошкольников с музыкой.