Ирина Лепёхина
Интеграция непосредственно-образовательной деятельности на материале народного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция непосредственно-образовательной деятельности на материале народного искусства
Круглый стол педагогов Киреевского района Тульской области на тему «Духовно — нравственное воспитание дошкольников»
МКДОУ «Киреевский д/с «Солнышко»
Сообщение
для районного «Круглого стола» по теме:
«Интеграция непосредственно-
образовательной деятельности
на материале народного искусства»
Воспитатель: Лепёхина И. В.
Публикация «Интеграция непосредственно-образовательной деятельности на материале народного искусства» размещена в разделах
Первая квалификационная категория
Киреевск
2014г.
Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, но и мысли, волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственных чувств, в формировании мировоззрения. Ведь именно сейчас как никогда и для воспитателей, и для родителей, и для общества в целом актуальна проблема нравственности. И в этом ценность народного искусства, поскольку его существенная черта - гуманность, человечность. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Работая со своими детьми, я делаю большой упор на знакомство с русскими народными сказками. Слушая сказку, дети получают представления о добре и зле, учатся анализировать поступки героев, что непосредственно по моим наблюдениям влияет на их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, они испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. Предлагая детям побыть народными мастерами, замечаю, что у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Работу по народному искусству в русле интеграции мы строим, основываясь на следующих принципах:
- тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусств (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой и с классическим искусством;
-интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познание, развитие речи, художественное творчество, музыка, различные игры);
-активное включение детей в разнообразные художественно - творческие деятельности : музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
-соблюдение принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий с детьми;
-широкое включение созданных детьми произведений в оформлении интерьера дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;
-бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Интеграция в непосредственно образовательной деятельности с детьми на материале народного искусства удачно соответствует наглядно-действенному и наглядно-образному характеру мышления дошкольников, поэтому мы стараемся творчески подходить к организации данной работы. Так, например, мы составили цикл интегрированных занятий на материале русского искусства на тему «Добрые избы», одно из которых проводилось 10.12.2013 в рамках РМО. Эти занятия включают задачи познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально – нравственного направлений. Занятия по темам «В гостях у Хозяюшки», «Посиделки», «Забавы вокруг печки», «Красна изба пирогами», «Домовой – хозяин» и др. позволили удачно решать задачи выше перечисленных направлений. Начав с экскурсии в городской музей вместе с родителями на экспозицию «русской избы», постарались создать интерес к истории русского быта, к его обычаям и традициям, к мастерству наших предков, и нам это удалось. Уже на последующих занятиях дети охотно знакомились с фактическим материалом по теме : рассматривали картины и иллюстрации, родители подарили на группу познавательные видеофильмы «Русская изба», «Русский национальный костюм», помогли с оформлением уголка соответствующей тематики, в создании которого дети приняли активное участие, сделали макет деревни с избами далекого прошлого. Рассматривая с детьми резьбу на избах, роспись наличников, побуждали детей к составлению своих узоров для ставней и наличников, полотенец, кокошников и сарафанов; они проявляли живое участие и в изготовлении кукол-оберегов, разучивали пословицы и поговорки, пели песни, колыбельные, водили хороводы. Наиболее высока степень интегрирования при организации музыкально-театрализованных представлений, в основе которых лежат традиционно-обрядовые действия (Святки, Масленица, посиделки, ярмарка, Сороки и др.) Обязательно стараемся вовлечь всех родителей в наш образовательно-воспитательный процесс, приглашая их на совместные беседы и консультации, посиделки с чаепитием, народные праздники. В конце года планируем завершить этот блок занятий музыкальным досугом «Вечер в деревне», но впереди у нас еще подготовительная группа, где мы сможем закрепить и углубить свои знания.
Таким образом, народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности, должно широко применяться в воспитательно-образовательной работе. Различные виды народного искусства отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе соответствует природе ребёнка, которая требует цельности, законченности во всём.