Наталья Попова
Организация мини-музея в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников «Мини-музей родного поселка Билимбай»
▼ Скачать
ФГОС указывает на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. В каждом дошкольном учреждении, в том или ином виде, осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе «детский сад — семья». Совместная деятельность взрослого и детей — не только этап в развитии любого вида детской деятельности, но и особая система взаимоотношений и взаимодействия, наличие партнёрской позиции взрослого и партнёрской формы организации. На сегодняшний день для многих коллективов дошкольных учреждений остаётся актуальным поиск новых форм работы, как с детьми, так и с родителями. Мини-музей — это прекрасная возможность решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие и дети и родители.
Публикация «Организация мини-музея в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников „Мини-музей родного поселка Билимбай“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Мое село, мой поселок
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Музейная педагогика — это словосочетание на слуху у всех, кто имеет отношение к воспитанию и образованию детей. На сегодняшний день существует несколько подходов к этому направлению. Одни утверждают, что это область деятельности музея, организуемая в условиях музейной среды. Другие отводят музею иную роль в воспитательно-образовательном процессе и, в этом случае, его деятельность направлена на формирование у ребёнка целостного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Цель создания мини-музея : Нравственно-патриотическое воспитание юного поколения и подготовка к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей к музейному искусству, через историю родного поселка.
Создание мини-музеев в детском саду решает следующие задачи:
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Формирование у дошкольников представления о музее.
3. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
4. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
5. Развитие речи и расширения словарного запаса.
6. Воспитание культуры поведения.
Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее. Но часто ли наши дети бывают в музее? Большая часть воспитанников нашей группы ни разу не были в музее. Многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. Загруженность родителей не всегда позволяет выделить время для похода в музей. Именно поэтому в нашей группе мы решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие.
В процессе создания мини-музея всю работу разделим на этапы. Весь процесс длительный, но увлекательный.
Подготовительный этап. В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определим тему и название мини-музея, разработаем их модели, выберем место для размещения.
Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал будет систематизироваться и дополняться. В итоге главная цель: сплочение и сближение родителей и педагогов. Наладить партнерские отношения между дошкольным учреждениям и родителями.
В каждом детском саду существует проблема свободных помещений. Одно из требований, предъявляемых к расположению музея, он должен вписываться в интерьер помещений.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма.
Дети узнают больше информации о различных предметах и объектах, расширят свой кругозор и словарный запас.
Я считаю, что создание в детском саду мини-музеев благоприятно сказывается на всестороннем развитии детей и обогащает предметно-развивающую среду.
Вот что у нас получилось!
Мини-музей Родного пос. Билимбай
1. Макет самолета
2. Макет Свято Троицкого Храма
3. Обелиск Билимбай
4. Пересечение 4-х дорог на границе Европа-Азия
5. Правленский сад
6. Билимбай : история, достопримечательности
Знакомим детей с историей, культурой, национальными традициями нашего поселка. Воспитываем патриотизм, любовь к родине.