Султанова Наталья
Организация межвозрастного общения
▼ Скачать + Заказать документы
1. Методика «Концерты»
Первым шагом к знакомству детей и возникновению положительных эмоций является концерт старших детей для младших. Дети старшей группы, разбившись на две подгруппы, могут дать два концерта – для детей ясельного и младшего возраста. Это нужно для того, чтобы как можно больше старших детей почувствовали удовлетворение от демонстрации своих возможностей.
Воспитатель старшей группы идет с «артистами», если может оставить свою группу. Если у него такой возможности нет, за «артистами» приходит воспитатель младшей группы и ведет их к себе. Он же объявляет программу концерта.
Публикация «Организация межвозрастного общения» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Важно! Старшие общаются с малышами исключительно добровольно. Репетиций под руководством воспитателя не должно быть.
Неизменяемая часть методики
Перед тем как идти к малышам, воспитатель объявляет, что должен составить список выступающих и передать его воспитателю младшей группы, чтобы тот мог объявить исполнителей.
2. Методика «Подарки малышам»
Вторым шагом к налаживанию общения является изготовление подарков для малышей. Эта работа требует от старших детей несколько больших усилий, чем участие в концертах. Цель работы – учить старших доставлять радость другим, дать им возможность почувствовать себя взрослыми и умелыми; способствовать появлению у младших симпатии и интереса к старшим и готовности общаться с ними и по другим поводам.
Неизменяемая часть методики
Сформулируем несколько правил:
– Изготовление подарков не должно требовать от детей значительных усилий.
– Изготовление подарков должно быть достаточно легким и быстрым и, вместе с тем, давать детям возможность реализовать свои индивидуальные умения.
– Подарки должны быть такими, чтобы с ними можно было играть. Неизменным успехом у детей пользуются бабочки из фантиков, снежинки с прикрепленной в середине ниткой, самолеты, лодочки и другие поделки из бумаги, машинки из трех спичечных коробков, цепи из яркой бумаги, нехитрые поделки из пластилина и природного материала. Заметим, что подарки, изготовляемые взрослым, чаще всего не представляют для малышей ни малейшего интереса.
В качестве подарков желательно использовать предметы, изготовленные старшими детьми на занятиях по конструированию, художественному труду (вагончики, домики, птица из яичной скорлупы и т. п.). Обычно такие поделки хранятся в группе некоторое время, но достаточно быстро дети теряют к ним интерес и охотно соглашаются подарить их малышам.
Дети старшей группы могут не только рассказать, но и показать, как можно играть с подарками:
– вертушка поможет определить, есть ли ветер на улице и какой он силы;
– лодочки и бумажных птиц можно пускать в большом тазу, бассейне;
– стаканчик может пригодиться в играх «столовая», дочки-матери;
– новогодними игрушками можно украсить группу и елку для малышей;
– машины, дома из коробок удобны в игре «наш город»;
– поддувалочки можно использовать на занятиях по развитию речи и в играх-забавах и т. д.
Подарки могут предназначаться для совместных игр (изделия из соленого теста для игры в «магазин») и каждому ребенку индивидуально (бусы, браслеты, лодочки, самолетики, зверушки и т. д.).
Предлагаемый ниже примерный перечень подарков любой педагог может дополнять в соответствии с желаниями и умениями детей своей группы.
Примерный перечень подарков
– Если у детей есть опыт работы в технике оригами: лодочки, самолеты, стаканчики, водоплавающие птицы (утка, гусь, лебедь, пилотки, шапочки, кошельки).
– Если у детей есть опыт работы с соленым тестом: зверушки, украшения для девочек, человечки, хлебобулочные изделия для игры в магазин.
– Медали со сказочными героями.
– Веера.
– Предметы для поддувания: снежинка, бантик, самолетик, цветочек, бабочка.
– Игрушки из коробок: машины, дома, шкатулки.
– Вертушки для определения силы ветра.
– Новогодние игрушки: гирлянды, флажки, елочные украшения.
3. Методика «Совместные пешие прогулки»
Пешие прогулки и помощь в одевании детей младшей группы организуются один раз в неделю. В прогулке кроме детей и воспитателей обеих групп участвует педагог-психолог.
Перед проведением первых прогулок детям старшей группы говорят о том, что малыши нуждаются в их помощи и поддержке. Это создает условия для формирования у старших высокой самооценки и уверенности в своих силах. Дети вспоминают правила поведения на улице и в общественных местах. Им предлагают на собственном примере продемонстрировать малышам эти правила. А в младшей группе разговор идет о том, как приятно, когда о тебе заботятся, тебе помогают.
Воспитатели обеих групп стараются вызвать у детей положительную реакцию по поводу предстоящей прогулки. Положительные эмоции поддерживаются и в раздевалке, когда старшие дети показывают малышам, как правильно надевать кофту, застегивать пуговицы, завязывать шарфики. Малыши с радостью принимают помощь старших, а позже каждый сам делает выбор, с кем из старших детей стать в пару.
Основополагающей целью пеших прогулок является формирование гуманистической направленности поведения дошкольников. Например, при проведении первых прогулок дети учились ходить парами, не отпуская руки своего товарища. Это рождало у младших ощущение безопасности, а у старших – чувство ответственности за тех, кто слабее. На следующих прогулках старшие дети следили за безопасным передвижением малышей: помогали им перешагивать через лужи и спускаться со ступенек.
После прогулки воспитатели обсуждали с детьми ее результаты: что понравилось? что нет? что хотелось бы изменить? что более всего запомнилось? Взрослые заметили, что после таких прогулок дети обеих групп стали теснее общаться, появились новые друзья, старшие начали относиться к младшим осмотрительнее, заботиться о них, не обижали их и даже предотвращали ссоры между малышами.