Елена Антонова
Развитие коммуникативного общения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативного общения детей.
Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех устных компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
Публикация «Развитие коммуникативного общения детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Задачи развития – воспитать у ребенка культуру познания взрослых и детей. Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений со взрослыми и друг с другом.
Основные достижения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста обусловлены изменениями в сфере общения со сверстниками. Дети начинают предпочитать ровесника взрослому. Диалог с партнером приобретает характер скоординированных предметных и речевых действию, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, сами интересуются его делами и высказываниями.
В общении со сверстниками, в игре и других видах деятельности осуществляется обмен информацией, планирование, разделение и координации функций, т. е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность. Существенно увеличивается, по сравнению с младшими дошкольниками интенсивность и широта круга общения, возрастает устойчивость игровых объединений.
У старших дошкольников наблюдается более высокий уровень коммуникативных умений и более гибкое их использование.
В старшем дошкольном возрасте игра становится разнообразной по формам. Преобладающими становятся сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей. В этих играх активно формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности.
Необходимо внимательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам, возникающим по ходу игры и вне ее. Вместе с тем, не следует настойчиво вмешиваться в игру, если у детей нет потребности в непосредственном участии воспитателя.
Игра часто происходит с активным участием педагога, который иногда берет на себя не первую роль, но руководит игрой «изнутри». Эти игры ценны тем, что дают воспитателю возможность закрепить знания детей о труде взрослых, о конкретных явлениях, об этически ценных взаимоотношениях людей, дают детям образец ролевого взаимодействия. Поддержка всех проявлений детской игры – необходимое условие выполнения его важной функции ведущей деятельности в дошкольном детстве. Так же, необходимо создание условий, побуждающих детей вступать в общение со взрослыми и другими детьми для воспитания чувств симпатий, эмоциональной привязанности, доверия к близким взрослым и сверстникам, стремления к взаимоотношениям и сопровождению, эмоционально-насыщенное, содержательное общения взрослого с ребенком и детей друг с другом в игре, в различных видах художественной, музыкальной, театральной деятельности (инсценировок сказок, представлений кукольного, теневого театра); демонстрация диафильмов, видеофильмов, иллюстраций о поведении людей в театре, музее, на выставке, в транспорте, в магазине, и для обогащения представления детей о правилах, нормах поведения и речевого общения людей. Важно обучать ребенка пониманию связи между поведением взрослых и детей, и их эмоциональным состоянием, настроением, особенностями взаимоотношений.
Для активизации творческой деятельности детей по самостоятельному осмыслению нравственных норм, которые они должны усвоить, и для правильного выбора той или иной нормы при общении со сверстником важно создание проблемных ситуаций, постановка творческих задач:
- развитие социально значимых мотивов поведения, выражающихся в желании понимать другого человека, помочь, уступить, с особым желанием общаться с новым ребенком в группе детского сада, ребенком – гостем дома;
- обучение уставания контакта и общению с помощью вербальных и невербальных средств (мимика, пантомимика); тактично соблюдайте чувства меры, с уважением обращаться с предложениями, вопросами, просьбами, внимательно выслушивать ответ; в вежливой форме отвечать на вопросы;
- расширение круга общения ребенка; формирования способов кон тактирования с малознакомыми людьми;
- воспитание отрицательного отношения к неуважительным высказываниям о людях.
Особенно важно создавать условия и поддерживать ролевые и режиссёрские игры, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе детского сада, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми в детском саду и семье.
В старшем дошкольном возрасте основным факторами развития речи являются : общения со взрослыми и сверстниками, организованные словесные игры и занятия.
Общение между детьми носит, в основном, деловой характер. Существует много народных игр, в которых дети учатся обращать внимание друг на друга, узнавать детей по голосу, замечать детали внешнего вида, устанавливать речевой контакт.
Прекрасным средством налаживания диалогического общения является настольно-печатные игры («Лото», «Домино», «Маршрутные»). Именно в играх парами дети учатся способам диалогического взаимодействия: соблюдение очередности, вежливому обращению друг к другу по имени. В дидактических играх дети, также, учатся объяснительной речи.
Важным средством развития диалога являются коллективные разговоры, беседы.
Важное условие полноценного речевого развития – взаимосвязь разных типов словесных игр, упражнений, проблемных ситуаций, их постепенное усложнение, систематическая постановка проблемных речевых задач.
Дети старшей группы овладевают разговорной речью, свободно общаются с близкими взрослыми и детьми, проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг.