Светлана Попова
Азбука педагогического общения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Ознакомить воспитателей с основами педагогического общения.
Задачи:
1. Сформировать представление о педагогическом общении.
2. Помочь педагогам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями.
3. Развивать умение эффективно взаимодействовать с родителями, детьми, коллегами.
4. Способствовать психоэмоциональному расслаблению.
Материалы:
запись спокойной мелодии, листы А4, карандаши и ластики
Ход занятия
1. Вступительная часть
Приветствие
Публикация «Азбука педагогического общения» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Введение правил в группе.
Конфиденциальность
Открытость новому опыту
Безоценочность
Толерантность
Уважение к личности другого человека
Говорить по очереди
Уважение к мнению коллеги
Разогрев
Упражнение «Раки-отшельники»
Участники разбиваются на тройки. Два человека из каждой тройки встают лицом друг к другу, берутся за руки и изображают морскую раковину - "домик" для рака-отшельника. Третий участник встает между ними и изображает "жильца" - рака-отшельника.
Водящий дает команды:
- "Жильцы ищут домики".
По этой команде "раки-отшельники" выходят из своих убежищ и стремятся занять новые, а "раковины" остаются на месте.
- "Домики ищут жильцов".
"Раки-отшельники" остаются на месте, а "раковины", не разжимая рук, перемещаются в поиске новых жильцов.
- "Буря".
По этой команде все покидают свои места, "раки-отшельники" начинают искать себе новые убежища, а "раковины" - новых жильцов.
2. Основная часть
Упражнение «Мой взгляд на мои отношения».
Педагогам даются чистые листы А4, карандаш и ластик.
Инструкция: предупреждаю, что это упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе выполнения. Но в конце желающие смогут поделиться своими мыслями, чувствами.
Нарисуйте на листе себя и родителей своих воспитанников в виде правильных и неправильных геометрических фигур. Потом задаются вопросы, которые педагоги обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса дается 15-40 сек на обдумывание.
Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры:
- на одном уровне или разных. Почему?
- Что значит для вас «выше» или «ниже»?
-А может, вы расположены в центре в окружении других геометрических фигур? Почему?
На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
Кто расположен правее, левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятие «левый» и «правый»? Какой?
Посмотрите, сколько места занимает ваше изображение и сколько фигуры родителей? Почему?
Одинаковыми ли фигурами вы изобразили себя и родителей? Почему?
Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-то смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили его, почему? Если бы не изменили, то почему?
На какие еще размышления наводит ваша картинка, почему? Кого бы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее 3 позиций, по которым вы чувствуете уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества или другие факторы мешают вам улучшить это?
Объединитесь в подгруппы по 5 человек и выскажите, какие ощущения, мысли и пр. возникли у вас. Остальные не критикуют и не задают вопросов.
Сформулируйте несколько позиций, по которым вы хотели бы что-то изменить в общении с родителями или улучшить.
Рефлексия.
Все желающие высказываются по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.
Мини-лекция «Новая философия взаимодействия МБДОУ с родителями»
С каждым годом происходят изменения в характере взаимодействия педагогов с родителями. На родителей возлагается ответственность за развитие и воспитание детей. Мы, как работники образования, призваны помочь родителям в этом. В ФГОС ДО глава 1 п. п. 1.4.5 прописаны основные принципы дошкольного образования, а именно сотрудничество МБДОУ с семьей. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Важным является умение донести до родителей информацию об особенностях развития ребенка, правильно отреагировать в конфликте, если он разгорелся, дать рекомендации по вопросам воспитания и развития ребенка.
Сегодня мы поговорим о педагогическом общении.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем нашего детского сада. Поэтому важно иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.
Сначала выведем понятие «общение». Это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. В. А. Сухомлинский назвал потребность в общении, человека в человеке самой неискоренимой и самой человечной. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогость воспитания. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.
Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические.
Упражнение «Вера Коркина».
Инструкция.
Сейчас один воспитатель выйдет со мной за дверь, где я зачитаю ему небольшой текст. После этого воспитатель расскажет за дверью другому. Тот расскажет третьему и т. д. Последний расскажет текст всей группе. Задавать вопросы, перебивать или повторять что-то дважды нельзя.
- Что сохранилось общее?
- В чем различия сообщений?
- Как следовало бы изменить инструкцию, чтобы лучше запоминалось?
- Что мешало слушать более внимательно?
-Какие моменты запомнились лучше и почему?
Релаксация «Поле»
Включается спокойная музыка без слов. Психолог проговаривает текст с образом поля.
3. Заключительный этап
Упражнение «Виртуальный подарок»
Сделайте какой-нибудь воображаемый подарок соседу справа, при этом подробно его опишите, чтобы мы его представили. Можно сказать еще и комплимент.
Рефлексия
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Какие чувства возникали?
- Какие мысли были?
- Что захотелось сделать?
Литература.
Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).. —— СПб. Издательство «Речь», 2007