Наталья Ломакина
Организация логопедической работы с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание отводится работе с детьми раннего возраста. Одним из важных направлений такой работы является организация логопедической работы с детьми раннего возраста. В детской логопедии речевые отклонения в раннем возрасте обозначаются термином «задержка речевого развития» Основные показатели речевых дизонтогений представлены недостаточной сформированностью начального детского лексикона, поздним появлением фразовой речи, что выступает определяющим фактором в определении направлений дифференциальной диагностики и коррекционного воздействия
Публикация «Организация логопедической работы с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Анализ исследований О. Е. Громовой позволяет говорить о том, что дети раннего возраста с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития, которым присуще на третьем году жизни выраженное отставание в формировании вербальных средств общения, входят в особую донозологическую категорию: «дети группы риска по общему недоразвитию речи» в связи с признаками проявления у них в
дошкольном возрасте речевой патологии по типу «Общее недоразвитием речи».
Поэтому при разработке системы логопедической работы, которая направлена на то, чтобы преодолеть недоразвитие речи в раннем возрасте, необходимо ориентироваться на труды Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др.
Исходя из собственной практики и опираясь на вышеназванные исследования, система логопедической работы с детьми раннего возраста включает следующие разделы:
1. Разделы системы логопедической работы с детьми раннего возраста
Для развития понимания речи и формирования предпосылок речевого мышления детям предлагаются разнообразные игры, которые развивают у них слуховое внимание к неречевым и речевым стимулам, формируют умение соотносить звуки с определенными объектами живой природы или предметами окружающего мира, развивают зрительное внимание, тренируют память активизируют средства общения, знакомят с названиями предметов окружающего мира, названиями основных действий и слов, которые указывают
развитие понимания речи и формирование предпосылок речевого мышления
развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков
пропедевтика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры и
звукопроизносительных навыков развитие тонкой (мелкой) моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук на изменение положения предмета в пространстве, учат выполнять речевые инструкции с наглядной опорой и без нее.
Работа по развитию активной речи и формированию речевых коммуникативных навыков у детей направлена, прежде всего, на то, чтобы активизировать у них словарь, чтобы они овладели фразовой речью.
Пропедевтика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры и
звукопроизносительных навыков включает работу, направленную на развитие у детей раннего возраста слухового внимания, формирование моторных функций артикуляционного аппарата, развитие длительного физиологического выдоха и правильного речевого дыхания; развитие голоса и звукопроизношения. Необходимо большое внимание уделить вопросу формирования произносительной стороны речи. Развитие мелкой моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук способствует стимулированию не только речи, но и мыслительной деятельности ребенка.
Для решения этой цели рекомендуется использовать массаж кистей рук и пальцев, различные тренажеры, специальные упражнения пальчиковые игры.
Таким образом, логопедическую работу с детьми необходимо организовывать уже с самого раннего детства. Это необходимо для устранения и сглаживания проявлений у детей в будущем речевой патологии.