Ирина Пашкова
Организация логочаса в группах для детей с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности работы логопеда и других специалистов в частности воспитателя.
Взаимодействие воспитателя и учителя – логопеда осуществляется в различных формах. Это совместное составление перспективного планирования на текущий период по всем направлениям, обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционной работы, оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении, взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности, а также еженедельное задание учителя – логопеда воспитателям. Поскольку коррекционный раздел нашей «Основной общеобразовательной программы ДОУ» составлен на основе примерной программы Н. В. Нищевой, то мы в своей практике используем рекомендации данного автора. Так еженедельные задания логопеда воспитателям широко представлены в методическом пособии «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой.
Публикация «Организация логочаса в группах для детей с ОНР,» размещена в разделах
Принципы коррекционной работы:
1. Принцип системности.
Данный принцип реализуется благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
2. Принцип доступности.
Принцип доступности находит свое отражение в учете возрастных особенностей детей с ОНР, состояния их двигательных, речевых, игровых навыков, доступных форм общения и мотивации деятельности.
3. Принцип тематичности.
Основой календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями программы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический под-ход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации.
4. Принцип развития.
Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Языковые средства отбираются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.
5. Принцип коррекционной направленности.
Соблюдается триединая задача: коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие.
В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. д. Естественно данная деятельность не возможна без знания воспитателем индивидуальных, речевых и психофизических возможностей и особенности каждого ребёнка.
Однако всегда следует помнить, что для успешной коррекционной работы одно профессионализма педагогов мало необходимо:
• согласованность в действиях логопеда и воспитателя;
• воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что запланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшем образом в коррекционном процессе работы;
• приоритет на стороне учителя-логопеда - он определяет, что необходимо ребенку и какие виды занятий нужны в данный период.
При изучении каждой лексической темы учитель-логопед вместе с воспитателем намечает тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должны усвоить в импрессивной и экс-прессивной речи. Словарь как правило, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования. Необходимо уточнить с логопедом, какие виды предложений должны пре-обладать в речи детей в соответствующий период обучения.
Кроме того специфика работы воспитателя группы компенсирующей направленности включает в себя организацию и проведение занятий по заданию учителя-логопеда (логочас). Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило после полдни-ка.
Конкретных, определенных требований к структуре логопедического часа не существует. Воспитатель вправе выбирать сам структуру, последовательность приемов, исходя из задач конкретного логочаса и индивидуальных особенностей детей. Примерно 50-70% логочаса необходимо отводить на индивидуальную работу с ребенком или подгруппой детей (3 – 7 человек - по рекомендации логопеда). На индивидуальную работу отбирается речевой материал конкретно для ребенка (или детей со сходными де-фектами, учитывая какой звук закрепляется и на каком этапе закрепления он находится. Индивидуальные занятия, как правило, включают в себя ав-томатизацию звуков, закрепление графических навыков, развитие мелкой моторики рук. По рекомендации учителя-логопеда воспитатель подбирает комплекты артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, специальные игры и упражнения на развитие различных сторон речи.
На логочас рекомендуется следующие виды упражнений:
• Дыхательная гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Упражнения на развитие речи с движением;
•Закрепление хорошо поставленных звуков (в слогах, словах, предложениях, связной речи - по указанию логопеда);
• Повторение стихотворений, рассказов (просодики);
• Упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, т. е. психических процессов;
• Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
• Закрепление лексико-грамматических категорий;
• Развитие мелкой моторики и графических навыков;
• Развитие артикуляционной моторики.
Примерная структура логочаса :
1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)
2. Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи)
3. Индивидуальная работа
С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения, проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука. В течение одного логочаса берутся от 3 до 7 детей.
Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми направленными на развитие мелкой моторики.
Воспитатель должен организовать логочас так, чтобы каждый ребе-нок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков.
Примерный хронометраж логочаса.
• Психогимнастика / пальчиковая игра (2 мин.).
• Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).
• Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
• Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).
• Физкультминутка (2мин.).
• Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (5 мин.).
• Повторение лексико-грамматических упражнений ( например: согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение
окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего? - Встали, подошли к чему? -к столу и т. д.» (5 мин.).
• Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).
• Индивидуальная работа (5 мин.)
Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а при-носила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необходимо чет-ко знать, что и как требовать от ребенка.
Воспитатель должен знать комплексы артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать и если есть необходимость подобрать (т. к. на исправление каждого звука направлены определённые упражнения). Кроме того, необходимо использовать разные виды показа:
• правильной артикуляции и воспроизведения по подражанию;
• зрительный: на себе, на детях, на схемах;
• слуховой: утрированное произношение того или иного звука;
• тактильный.
Неотъемлемой частью коррекционной работы воспитателя является работа по тетради взаимодействия с учителем-логопедом. Данная тетрадь соответствует комплексному тематическому планированию группы, перекликается с планированием занятий по всем образовательным областям. Для согласованной работы логопеда, воспитателя и родителей чителем-логопедом Карпенко И. Н. разработаны карточки по всем лексическим те-мам для каждой возрастной группы, содержащие разнообразные игры и упражнения используемые воспитателями на занятии логочаса. Все упражнения из карточек первоначально отрабатываются с логопедом. На каждой карточке первым заданием является произнесение отдельного звука. Нужно научить ребенка длительно или многократно четко произносить его. Затем правильный звук вводится в слог. Повтор слоговых рядов за воспитателем, вначале медленно, затем быстрее, закрепляет у детей правильное произношение, развивает внимание и память.
В карточках дается множество упражнений на формирование лексико-грамматических категорий, которые помогут ребенку правильно изменять слова (спрягать, склонять, изменять род, число, время); образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, согласовывать слова в предложениях.
Воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, указанные учителем-логопедом, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом. Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные посо-бия, игры по всем разделам развития речи.
Например, по разделу звуковая культура речи воспитателю необходимо иметь картотеку материала на звуки: предметные картинки на звук в разной позиции, игры на развитие фонематического слуха, картотеку пальчиковых игр и упражнений направленных на развитие речи с движением, загадки и потешки - чистоговорки насыщенные тем или иным звуком, тексты для пересказа, картинки для составления рассказов и т. д. В условиях современного детского сада эффективно используются мультимедийные презентации, мнемотаблицы на мультимедийной установке.
Для достижения максимальных результатов своей деятельности, воспитатель может конспектировать занятия учителя-логопеда, анализировать их и на основании анализа планировать коррекционную работу логопедического часа.
Методическое обеспечение.
Занятия логочаса имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции звукопроизношения, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики.
Методы и приемы, используемые в коррекционной работе:
1. Словесные:
- словесная инструкция;
- показ (подражание);
- объяснение;
- рассказ.
2. Наглядные:
- жестовая инструкция;
- метод совместных действий;
- наблюдение;
- предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.
3. Практические:
- подвижные игры;
- сюжетные игры.
Примерный алгоритм занятия: (фронтального)
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
3. Закрепление звука (артикуляция и характеристика, обозначение звука символом).
4. Артикуляционная и мимическая гимнастика.
5. Упражнения на развитие фонематического слуха.
6. Физкультминутка.
7. Беседа по лексической теме.
7. Упражнения на развитие речевого и физиологического дыхания.
8. Пальчиковая гимнастика.
9. Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
10. Итог занятия.
Алгоритм занятия: (индивидуального)
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Формирование речевого и физиологического дыхания.
4. Сообщение темы занятия.
5. Развитие фонематического слуха.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Закрепление звука в слогах.
6. Закрепление звука в словах.
7. Физкультминутка.
8. Закрепление звука в словосочетаниях.
9. Закрепление звука в предложениях.
10. Закрепление звука в тексте.
11. Итог занятия.
Технические средства:
1. Индивидуальные зеркала.
2. Карточки с изображением букв.
3. Материал для дыхательных упражнений.
4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных звуков.
5. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
6. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.