Елена Пятаева
АКТ тематической проверки «Организация речевой среды в группах ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТ
тематической проверки
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № ХХХ»
по направлению образовательной области «Речевое развитие»
2016-2017 учебный год
Тема : «Организация речевой развивающей среды в группах ДОУ»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № ХХХ» ХХХ района г. ХХХХ находится по адресу:
Темочки:
Режим работы – 12-часовой (с 07.00 до 19.00). Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. В ДОУ функционирует 5 групп, их них: 3 общеобразовательные, 2 – специализированные для детей с нарушением зрения, в том числе:
• Общеобразовательная группа младшего дошкольного возраста – 1
• Общеобразовательная группа среднего дошкольного возраста – 1
• Специализированная группа среднего дошкольного возраста – 1
• Общеобразовательная группа старшего дошкольного возраста – 1
• Специализированная группа старшего дошкольного возраста - 1
Проектная мощность – 99 человек
Фактическая наполняемость – 130 человек
Сведения о педагогических кадрах:
всего педагогов 16 человек, из них:
• Заведующий – 1
• Старший воспитатель -1
• Педагог-психолог - 1
• Воспитатели – 10
• Музыкальный руководитель - 1
• Учитель-дефектолог - 2
Образовательный уровень педагогов:
• высшее образование - 5чел. – 31,3%,
• среднее профессиональное образование – 11чел. – 68,7%
Квалификационная категория педагогов:
• высшая квалификационная категория - 1чел. – 6,2%;
• первая квалификационная категория - 5 чел. – 31,3%;
• соответствие занимаемой должности – 6 чел. – 37,5%;
• без категории – 4 чел. (стаж работы в ДОУ менее 2-х лет) - 25%.
На основании годового плана МДОУ «Детский сад комбинированного вида № ХХХ» на 2016-2017 учебный год с 16.01.2017 г. по 20.01.2017 г. прошла тематическая проверка состояния воспитательно-образовательной деятельности по теме: «Организация речевой развивающей среды в группах ДОУ» с целью определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи дошкольников.
Проверка осуществлялась по следующим направлениям:
• Мониторинг/Анализ результатов уровня речевого развития детей
• Анализ документации, планов работы воспитателей
• Оценка профессиональных умений воспитателей
• Оценка создания условий речевого развития воспитанников
• Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме
Для каждого из направлений комиссия разработала критерии в соответствии с которыми были:
1. Организованы открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности:
• Общеобразовательная группа младшего дошкольного возраста «Капитошка»- Дидактическое упражнение «Вставь словечко»
• Общеобразовательная группа среднего дошкольного возраста «Звёздочка» - «Я знаю, что надо придумать»
• Специализированная группа среднего дошкольного возраста «Радуга – Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»
• Общеобразовательная группа старшего дошкольного возраста «Рябинка» - Знакомство с ненецкой народной сказкой «Кукушка»
• Специализированная группа старшего дошкольного возраста «Солнышко» - «Зимушка-зима»
2. Проанализированы календарные планы воспитателей за 4 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) :
• Словарная работа;
• Воспитание звуковой культуры речи;
• Формирование грамматического строя речи;
• Воспитание интереса к художественному слову;
• Планирование индивидуальной и подгрупповой работы;
• Дидактические игры;
• Досуги, развлечения;
• Работ с материалами центра книги.
3. Была проведена оценка создания речевой среды во всех группах ДОУ :
• Анализ содержания, соблюдения правил и требований СанПин к центрам книги, а также их эстетического оформления;
• Наличие, разнообразие, соответствие возрасту в группах ДОУ детской художественной литературы;
• Наличие, разнообразие и соответствие возрасту дидактических игр;
• Наличие методической литературы и пособий для проведения непосредственно образовательной деятельности;
• Контрольно-измерительные материалы для проведения мониторинга речевого развития детей.
4. Проведен мониторинг речевого развития воспитанников (уровень общения, звуковая культура речи, грамматический строй, активный и пассивный словарь)
5. Проведена оценка работы с родителями по вопросам речевого развития детей, оказания им консультативной помощи по данному вопросу и пр.
6. Проведено анкетирование родителей на тему «Значение развития речи в полноценном развитии ребёнка»
На основании мониторинговых карт и анализа результата мониторинга комиссией подведены итоги по организации речевой развивающей среды в группах ДОУ :
Направление работы
Возрастная группа Мониторинг/
Анализ результатов мониторинга уровня речевого развития детей Анализ документации, планов работы педагогов Оценка профессиональных умений воспитателя Оценка создания условий речевого развития воспитанников Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме
Общеобразовательная группа младшего дошкольного возраста
«Капитошка» Высокий уровень – 35%
Средний уровень – 58%
Низкий уровень – 7% 75% качества 27 баллов
Средний балл – 1,4
47% качества 58 баллов
Средний балл – 3,6
72,5% качества 60%
Общеобразовательная группа среднего дошкольного возраста «Звёздочка»
Высокий уровень – 37%
Средний уровень – 58%
Низкий уровень – 5% 76% 23 балла
Средний балл – 1,2
40% качества 65 баллов
Средний балл – 4
81% качества 60%
Специализированная группа среднего дошкольного возраста «Радуга Высокий уровень – 44%
Средний уровень – 60%
Низкий уровень – 16% 95% качества 43 балла
Средний балл – 2,3
75% качества 69 баллов
Средний балл – 4,3
86% качества 98%
Общеобразовательная группа старшего дошкольного возраста «Рябинка»
Высокий уровень – 45%
Средний уровень – 49%
Низкий уровень – 6% 70% качества 49 баллов
Средний балл -2,6
86 % качества 67 баллов
Средний балл – 4,2
83,8% качества 75%
Специализированная группа старшего дошкольного возраста «Солнышко» Высокий уровень – 52%
Средний уровень – 40%
Низкий уровень – 8% 85% качества 48 баллов
Средний балл – 2,5
84% качества 73 балла
Средний балл – 4,6
91,3% качества 75%
В анкетировании на тему ««Значение развития речи в полноценном развитии ребёнка» приняли участие 74 человека, что составляет 60% от общего количества воспитанников в ДОУ
По результатам анкетирования родителей можно сделать следующие выводы:
1. «Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи?»
«ДА» - 48 чел. – 64,8%
«НЕТ» - 24 чел. – 32,4%
«НЕ В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ» - 1 чел. – 1,4%
Не ответили – 1 чел. – 1,4%
2. На вопрос «Как Вы считаете, какова основная цель развития речи в детском саду» родители отмечали несколько пунктов одновременно:
а) Учить детей слушать литературные произведения разных жанров – 29 чел. – 39,2%
б) Развивать у детей речь – 46 чел. – 62,2%
в) Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения – 23 чел. – 31,1%
г) Развивать мышление, память, внимание, воображение – 44 чел. – 59,5%
3. «Насколько важны, по Вашему мнению, занятия по развитию речи в дошкольном возрасте?»
«ВАЖНО» - 67 чел. – 90,5%
«ОЧЕНЬ ВАЖНО» - 4 чел. – 5,4%
Не ответили – 3 чел. – 4,1%
4. «Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для речевого развития ребёнка?»
«ДА» - 68 чел. – 92%
«НЕТ» - 2 чел. – 2,6%
Не ответили – 4 чел. – 5,4%
5. «Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к книге?»
«ДА» - 46 чел. – 62,2%
«НЕТ» - 2 чел. – 2,7%
«ЧАСТО» - 23 чел. – 31,1%
«НЕ ЧАСТО» - 8 чел. – 10,8%
Не ответили – 1 чел. – 1,4%
6. На вопрос «Что Вы делаете для, того, чтобы поддержать интерес ребенка к литературе?» родители дали разнообразные ответы:
• Чтение перед сном
• Обучение буквам и чтению во время игры
• Читают книги, обсуждая прочитанное
• Покупают новые книги с красивыми картинками, стараясь интересно их преподнести
• Придумывают и рассказывают свои сказки и истории
• Изучают детскую энциклопедию
• Показывают книги (2 ответа)
• Играют по сказке, рисуют
• Проводят презентации новых книг (1 ответ)
• Не ответили – 2 чел. – 2,7%
7. Вопрос «Какая детская художественная литература есть у Вас дома?» не застал родителей врасплох. Они указали в наличие своей библиотеки следующие книги:
Сказки, рассказы, стихи, поговорки, буквари, басни, азбука, научно-фантастическая и юмористическая литература, детские образовательные журналы, детские энциклопедии, развивающие книги, указав таких поэтов и писателей, как А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, А. Л. Барто, Е. Пермяк, Пришвин, Сутеев, С. Я. Маршак, Э. Успенский. С. Михалков, Г. Х. Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перо, Даль, Тургенев, Н. Носов, Крылов и много других.
Не ответили на данный вопрос – 2 чел. – 2,7%
«НЕТ» - 1 чел. – 1,3%
8. «Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком?»
«ЧАСТО ЧИТАЮТ ЛИТЕРАТУРУ» - 37 чел. – 50%
«КАЖДЫЙ ДЕНЬ» - 5 чел. – 6,7%
«НЕСКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ» - 4 чел. – 5,4%
«ПЕРЕД СНОМ» - 4 чел. – 5,4%
«2 РАЗА В НЕДЕЛЮ» - 2 чел. – 2,7%
«ИНОГДА» - 13 чел. – 17,5%
«РЕДКО» - 5 чел. – 6,7%
9. «В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей?»
а) Информация отсутствует – 0 чел. – 0%
б) Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание – 5 чел. – 6,7%
в) Информация есть, но крайне скудная – 8 чел. – 10,8%
г) Я не обращаю на неё внимания – 30 чел. – 40,5%
д) Информация имеется в достаточном объёме – 30 чел. – 40,5%
е) Не ответили – 1 чел. – 1,4%
10. «Насколько информация по развитию речи детей полезна для Вас?»
а) Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня – 4 чел. – 5,4%
б) Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное – 5 чел. – 6,8%
в) Наглядная информация интересна и полезна для меня – 60 чел. – 81,1%
г) Не ответили – 5 чел. – 6,7%
11. На вопрос «Какая помощь от воспитателя детского сада Вам требуется по проблеме речевого развития вашего ребёнка?» родители дали ответы:
«ТРЕБУЕТСЯ» - 0%
«НЕ ТРЕБУЕТСЯ» - 9 чел. – 12,2%
Не ответили – 33 чел. – 44,6%
а также были и следующие варианты ответов:
«Обращать большое внимание на развитие правильного произношения слов и предложений»
«Помогать ребенку формулировать предложения»
«Работать над звуковой культурой речи детей»
«Обсуждать прочитанные книги на занятиях»
«Давать задания домой в виде заучивания стихов»
«Больше уделять внимание подготовке детей к школе»
«Своевременно сообщать по текущим проблемам ребёнка для закрепления темы дома»
«Воспитатель помогает всегда»
«Привлечение к работе логопеда»
12. И в конце анкетирования на вопрос «Ваши предложения, рекомендации, пожелания» были отмечены такие ответы:
«Следить за правильным звукопроизношением»
«Инсценировать сказки»
«Читать книги»
«Задавать задание на дом»
«Почаще проводить тематические занятия о писателях и поэтах»
Организовать родительское собрание по проблеме речевого развития детей с рекомендациями, как заниматься с детьми дома» («Радуга», «Рябинка»)
По итогам тематической проверки комиссией было выявлено, что уровень соответствия речевой среды в ДОУ составляет 83% из чего можно сделать вывод, что:
• в ДОУ созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками;
• воспитатели побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
• воспитатели побуждают детей к речевому общению между собой, следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
• Наличие дидактических игр для развития звукопроизношения, речевого дыхания, артикуляции, фонематического слуха, мелкой моторики, словесные и настольно-печатные игры говорят о насыщенности речевой среды
• В каждой группе ДОУ создан Центр книги. При организации данного центра воспитатели придерживались основных принципов - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей, эстетичности, а также требованиям СанПиН. Наполнение Центров книги достаточное, соответствует программным требованиям.
• В речевую среду ДОУ также входит большое разнообразие театров: пальчиковый театр, театр би-ба-бо, теневой и магнитный театры, фланелеграф, различные виды настольных театров.
По итогам тематической проверки воспитателям даны рекомендации:
1. Изучение и внедрение современных образовательных технологий по развитию речи в педагогической практике ДОУ.
2. Усовершенствование развивающей предметно – пространственной среды в группах ДОУ в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
3. Пополнение методической литературы образовательной области «Речевое развитие».
4. Обновление наглядного материала и дидактических игр и пособий, связанных с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
5. Организация родительских собраний по теме «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» с организацией открытых показов непосредственно образовательной деятельности.
6. Регулярное планирование деятельности в Центре книги в соответствии с возрастными особенностями воспитанников (с конкретным указанием обновления литературы в соответствии с темой календарно-тематического планирования).
7. Включить в план работы с родителями мероприятия, отражающие решение годовых задач по развитию речи. (консультации, беседы, памятки, открытые показы
8. Составить каталог речевой среды группы по следующей схеме :
1. Дидактические игры и упражнения:
• Дидактические игры для развития звукопроизношения
• Дидактические игры для развития речевого дыхания
• Дидактические игры для развития фонематического слуха
• Дидактические игры для артикуляции
• Дидактические игры для развития мелкой моторики
• Словесные игры
• Настольно-печатные игры
2. Репродукции картин
3. Наглядно-дидактические пособия
4. Открытки
5. Альбомы
6. Энциклопедии, словари
7. Портреты художников-иллюстраторов
8. Портреты известных детских поэтов, писателей
9. Художественная литература:
• Русский фольклор /песенки, потешки, заклички, сказки и т. д. /
• Фольклор народов мира
• Произведения поэтов и писателей России /поэзия, проза, литературные сказки/
• Произведения зарубежных поэтов и писателей /поэзия, проза, литературные сказки/
10. Мини-коллекции
11. Театрализованная деятельность /виды театров/