Марина Пучкова
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройством аутичного спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Работая несколько лет в специализированном детском саду для детей с задержкой психического и речевого развития наблюдается факт увеличения детей с Расстройством Аутичного Спектра, вследствие чего возникла необходимость создания системы коррекционно-развивающей работы направленной на формирование коммуникативного взаимодействия со взрослым, произвольности психических процессов детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями с синдромом аутизма или расстройство аутичного спектра. Успешность системы коррекционной работы зависит от совокупной работы узких специалистов, воспитателей и родителей. СППС детского сада были разработаны индивидуальные образовательные программы, адаптированные для детей с ЗПР с учетом психофизических особенностей ребенка с РАС. По необходимости в течении года проводятся внеочередные СППС. Родители были ознакомлены и включены в совместную коррекционно-воспитательную работу. Воспитатели и узкие специалисты прошли обучающие курсы по работе с детьми с нарушением в поведении.
Публикация «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройством аутичного спектра» размещена в разделах
В работе с такими детьми мы пользуемся определенными психологическими установками:
• доброжелательность. Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.
• целеустремленность. Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.
• терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.
• внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.
стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.
• готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.
• требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.
• Нельзя позволять ребенку управлять собой.
Наши цели:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков.
-привыкание к новым режимным моментам
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
-развитие познавательных навыков;
Наши задачи:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
АЛГОРИТМ
Коррекционной работы педагога-психолога с ребенком с РАС.
• Изучение документации
(Выписка ПМПК, Мед. книжка, характеристики на ребенка)
• Первичная консультация с родителями
• Первичная диагностика. Методика наблюдения.
(Диагностика эмоционально-поведенческих реакций, активности, эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений, любимой деятельности, уровень контакта с окружающими людьми)
• СППС
(Разработка ИОП)
• Формированнннние эмоционального контакта психологом.
Сенсорные игры, Присоединение к стереотипным играм, настольные игры.
• Развитие восприятия и воображения. Развитие навыков взаимодействия со взрослым. Пространственная координация.
(игры в сенсорной комнате)
• Развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Развитие произвольности, работа в малой подгруппе
(включение в совместные занятия, игры с детьми)
Реализация коррекционной работы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей- аутистов и имея в копилке «набор» приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.