Александра Малых
Организация коррекционно-развивающей работы (из ИОМ для детей с УО (ИН)
▼ Скачать + Заказать документы
Блок II
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
1. Сведения о программах:
АООП ДОУ для детей с УО (адаптированная основная образовательная программа)
АОП (адаптированная программа)
РП специалистов (рабочие программы специалистов)
2. Режим и форма организации занятий :
Индивидуальные (и/з) занятия в соответствии с САНпин.
3. Методы отслеживания динамики: наблюдение, беседа, опрос, тесты, анкетирование родителей, стартовая и итоговая диагностика, мониторинг, скрининг, тематический контроль.
Публикация «Организация коррекционно-развивающей работы (из ИОМ для детей с УО (ИН)» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Перспективный план индивидуальных занятий с ребенком
Область развития задачи
Социально-коммуникативное развитие:
- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);
-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;
-учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;
- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;
- формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;
- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;
- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.
- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);
-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.
Формирование игровой деятельности:
Обучение игре
- учить брать и ставить предметы на место;
- учить использовать игрушки по функциональному назначению;
- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);
- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;
- продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;
- учить снимать и вешать на место своё полотенце;
- учить застёгивать большие пуговицы;
- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;
- учить развешивать вещи на стульчик;
- учить пользоваться салфеткой;
- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;
- учить проситься в туалет, указывая жестом;
Физическое развитие (физическое здоровье) :
- учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога;
- обучать элементарным правилам подвижных игр;
- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ;
- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;
- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;
- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;
- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.
Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание: - учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);
- учить соотносить предметы с их изображением;
- учить сличать парные предметы и картинки;
- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);
- учить сличать геометрические фигуры;
- учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- учить различать объёмные формы – кубик, шар;
- знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый);
- учить сличать основные цвета и некоторые оттенки;
- учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей;
- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);
- учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).
Формирование мышления:
- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);
- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;
- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.
Формирование количественных представлений:
учить составлять группы из одинаковых предметов;
- учить выделять один и много предметов из группы;
- учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев.
Ознакомление с окружающим:
-знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);
- учить узнавать отдельные фрукты и овощи;
- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.
- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;
- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.
Развитие ручной и мелкой моторики:
- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;
- учить выполнять действия с крупной шнуровкой;
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;
- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим); -учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально, не отрывая карандаш от бумаги;
- учить откручивать детали игрушек, конструктора;
- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд.
Речевое развитие: - учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на.);
- учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек;
- учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев;
- учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка:
- учить сидеть за столом в процессе выполнения работы;
- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;
- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;
- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.
Аппликация: - учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;
- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);
- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.
Рисование:
- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок, целенаправленно закрашивая рисунок;
- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);
- учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета.
Конструирование - учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу;
- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).
- учить собирать макси-пазлы из 25 частей.
Развитие музыкально-ритмических навыков:
- учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу;
- учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;
- развивать микромоторику пальцев рук;
- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);
- вовлекать в хороводные игры с детьми.
- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;
- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны, обувь;
I. Описание особых образовательных потребностей:
• Воспитание и обучение ребёнка по АООП ДО для детей с УО.
• Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитателем в рамках коррекционного часа.
• Наблюдение психиатра, невролога, педиатра.
• Активное включение ребёнка в занятия коммуникативно-творческой направленности. Обеспечение речевой практики в различных видах деятельности.
• Взаимодействие учителя-дефектолога и специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.
• Щадящий педагогический режим (учет темпа деятельности, динамики работоспособности; снижение доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени).
• Комплексная подготовка к школе.
• Чёткая организация режима дня дошкольника (достаточная продолжительность сна, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе).
• Проведение общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий.
• Обучение умению доводить начатое дело до конца.
• Расширение представлений об окружающей действительности.
• Формирование представлений о себе, окружающем мире.
• Поощрение интереса к продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию).
• Осуществление взаимосвязи с образовательной организацией (посещение родительских собраний, консультаций педагогов).
II. Цели, задачи, формы организации коррекционной работы
Цель психолого-педагогического сопровождения - развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Задачи:
1. Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).
2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль и саморегуляция).
3. Расширение представлений о себе и об окружающем мире, обогащение словаря.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Охрана и укрепление психологического здоровья: стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта пребывания ребенка в ДОУ.
Специфические задачи развивающего обучения детей с УО :
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
3. Формирование мотивации к познавательной деятельности.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.
5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).
7. Организация благоприятной социальной среды.
8. Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с УО педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.
III. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в коррекционной работе.
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
№ пп Автор составитель Наименование издания Издательство Год издания
1 Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий (для детей 5-6, 6-7 лет) Мозаика-синтез 2011
2 Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. М. : Просвещение 2009
3 Павлова Л. И., Маврина И. В., Малышева Л. А. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей. М. : Гном и Д 2002
4 Под ред. Л. А. Венгера Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение 2005
5 Шарохина В. Л. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия : старшая и подготовительная группы. Национальный книжный центр 2011
6 Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Владос 2014
7 Сорокина Л. И. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. ВЛАДОС 2014
8 Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Владос 2014
9 Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для учителя. М. : Просвещение: Учебная литература 1996
10 Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия : младшая и средняя группы (Книга + CD-диск) Национальный книжный центр 2011
11 Цикото Г. В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. Учебно-методическое пособие Парадигма 2013
12 Лыкова-Унковская Е. С. Как стать самостоятельным. Формирование бытовой компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие Парадигма 2016
13 Мухина С. Н. Коррекционно-педагогическая работа по развитию психомоторных способностей дошкольников Перспектива 2016
14 Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий Теревинф 2018
Методическое обеспечение интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность)
№ пп Автор составитель Наименование издания Издательство Год издания
1 Баряева Л. Б., Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников: модели обучения. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования АППО 2005
2 Морозова Г. В. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты комплексных занятий с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группе Гном 2014
3 Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия Теревинф 2004
4 Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2011
5 Блинков Ю. А.
Игнатьева С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для вузов Владос 2004
6 Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей Просвещение 1991
Наглядный и демонстрационный материал, тетради для самостоятельной работы
№ пп Автор составитель Наименование издания Издательство Год издания
1 Кривоносова Л. Н., Макарова О. В. Скоро в школу (2 части) МБОУ НШ-ДС № 37, г. Кузнецк. 2012
2 Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду. Генезис 2012.
3 Лисовская Т. В. Тетрадь по сенсорному развитию. Цвет, Форма, Величина/ Т. В. Лисовская, В. Л. Тучковская. Мн. : Нар. асвета. 2001
4 Кагарлицкая Г. С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет Генезис 2011
5 Безрукова О. А. Нурминский Е. В. Найди лишнюю картинку (программа для ЭВМ) Русская речь 2016
6 Долгова О. И. Зиборова Е. В. Что Лишнее? Учебно-методическое пособие по формированию и развитию аналитического мышления, логики и опосредования В. Секачев 2016
7 Минаева М. С. В гости к волшебнику. Игра-путешествие для детей дошкольного и младшего школьного возраста + методическое пособие Генезис 2018
8 И. А. Лыкова Демонстрационный материал "Конструируем в зимний период" ИД «Цветной мир» 2015
9 Алышева Т. В. Эк В. В. Сравниваем, считаем: Рабочая тетрадь по математике для учащихся подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:В 2 частях Просвещение 2014
10 И. А. Морозова и М. А. Пушкарева Тетрадь по математике для детского сада Мозаика-Синтез 2009
11 Забрамная С. Д. Костенкова Ю. А. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. 1-й класс. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов Владос 2014
12 Сорокина Л. И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 года. Конспекты практических занятий + CD-диск с демонстрационным и раздаточным материалом Владос 2014
13 Стребелева Е. А. Наглядный материал. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Владос 2014
14 Сунцова А. В. Курдюкова С. В. Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Генезис 2018
15 Н. Ю. Костылева Весна. Игры-читалки, игра-бродилка и викторины о временах года для детей 5-8 лет. ФГОС ДО Сфера 2015
16 Е. В. Колесникова Диагностика математических способностей 6-7 лет. ФгоС Сфера 2018
17 Е. В. Колесникова Я решаю логические задачи. Математика для детей 5-7 лет. ФГОС Д Сфера 2019
18 Е. В. Колесникова Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь. Для детей 5-7лет. ФГОС ДО Сфера 2018
19 Е. В. Колесникова Математика для детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие к раб. тетр. "Ясчитаю до десяти". ФГОС ДО Сфера 2018
20 Е. В. Колесникова Демонстрационный материал: математика для детей 5-7 лет. ФГОС Сфера 2018
21 Емельянова Э. Карточки для занятий в детском саду и дома. Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о…». Мозаика-Синтез 2019
IV. Взаимодействие с родителями
Система работы по взаимодействию команды специалистов с родителями:
№ Блок Содержание Формы и методы
1 Информационно-аналитический предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи оказывать помощь в развитии речи ребенка. опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт, специальные диагностические методики.
2 Практический содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей с ОВЗ и их развитием. 1) Групповые (родительские собрания, мастер-классы, открытые занятия);
- Индивидуальные (консультации, открытые индивидуальные занятия специалистов);
- Наглядные (стендовая информация, брошюры, папки-передвижки).
3 Контрольно-оценочный Анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами дошкольного учреждения. Опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика, самоанализ педагогов, собеседование с детьми, наблюдение, учет активности родителей.