Анастасия Кузнецова
Организация исследовательской деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация исследовательской деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.
«Познание начинается с удивления».
Аристотель
В условиях быстроменяющейся жизни, в связи с модернизацией образования, современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. А это диктует нам пересмотр форм и методов работы с детьми.
Публикация «Организация исследовательской деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Необходимо так организовать образовательную деятельность в дошкольной организации, чтобы ребенок мог не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность; уметь наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом большое значение имеет ярко выраженная познавательная активность детей, реализующаяся через ряд личностных свойств, одними из которых являются инициативность и любознательность.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – детское экспериментирование.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и, даже, восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предположения и проверять их опытным путем, делать выводы.
Использую в практике своей работы два основных вида опытно -экспериментальной деятельности :
- ребенок сам становится инициатором, его заинтересовывает какой-то предмет или явление, он обращается со своим вопросом к воспитателю, и воспитатель организует опытно-экспериментальную деятельность, в процессе которой ребенок сам находит ответ на свой поставленный вопрос;
- воспитатель сам инициирует организацию опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду. Он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенным действиям. Но всегда следует помнить о том, что руководить экспериментом нужно так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности открытия.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей предметно-пространственной среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Поэтому были созданы благоприятные условия и творческая среда для развития любознательности и познавательной активности дошкольников. В группе оформлен центр экспериментирования «Любознатели» для выполнения образовательных, развивающих, воспитывающих, стимулирующих, коммуникативных функции. Ребенок в центре экспериментирования чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность, инициативу.
В центр экспериментирования входят материалы, которые распределены по разделам:
- природный материал (песок, глина, камни, ракушки, семена различных растений, почва разных видов и др.);
- разные виды бумаги, ткани, дерева, металла;
- красители (пищевые и непищевые);
- материалы для проведения опытов: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки, резиновые груши, мерные ёмкости; прочие материалы (зеркала, воздушные шары, лупы, магниты, воронки, компас и др.).
Центр экспериментирования стал любимым местом в группе, в котором может продолжаться детская игра в исследование. Здесь проявляется избирательность интересов ребенка: одного не оторвать от опытов с магнитами, другой увлечен взаимодействием с природным материалом, а третий экспериментирует с лупой. Игры в исследование, по моему мнению, способны перерасти в реальное творчество. И при этом вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно.
Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, постоянно пополняю центр с учетом сезонных явлений, календарного планирования и интересов детей. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : режимные моменты («Мыльные пузыри», «Солнечный зайчик», игру («Угадай по запаху», «Чудесный мешочек», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы-фокусники», «Коробка с секретом», непосредственно образовательную деятельность («Невидимка-воздух», «Кляксография», «В королевстве бумаги», прогулку («Какая лужа высохнет быстрее?», «Почему птицы летают?», «Как согреть руки?», «Строим замок из песка»). Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - опыты. Их провожу как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и т. д. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Стараюсь закреплять, уточнять уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы: наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?».
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны, поэтому считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Дошкольное детство - это уникальный период человеческой жизни. Поэтому я, заботясь о каждом малыше, поддерживая в нём любознательность, воспитывая в нём доброту и искренность, ценю его право на самостоятельные открытия, личностное проявление и счастливое детство.