МААМ-картинки

Организация исследовательской деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста

Анастасия Кузнецова
Организация исследовательской деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Организация исследовательской деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.

«Познание начинается с удивления».

Аристотель

В условиях быстроменяющейся жизни, в связи с модернизацией образования, современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. А это диктует нам пересмотр форм и методов работы с детьми.

Публикация «Организация исследовательской деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Необходимо так организовать образовательную деятельность в дошкольной организации, чтобы ребенок мог не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность; уметь наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом большое значение имеет ярко выраженная познавательная активность детей, реализующаяся через ряд личностных свойств, одними из которых являются инициативность и любознательность.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – детское экспериментирование.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и, даже, восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предположения и проверять их опытным путем, делать выводы.

Использую в практике своей работы два основных вида опытно -экспериментальной деятельности :

- ребенок сам становится инициатором, его заинтересовывает какой-то предмет или явление, он обращается со своим вопросом к воспитателю, и воспитатель организует опытно-экспериментальную деятельность, в процессе которой ребенок сам находит ответ на свой поставленный вопрос;

- воспитатель сам инициирует организацию опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду. Он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенным действиям. Но всегда следует помнить о том, что руководить экспериментом нужно так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности открытия.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей предметно-пространственной среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Поэтому были созданы благоприятные условия и творческая среда для развития любознательности и познавательной активности дошкольников. В группе оформлен центр экспериментирования «Любознатели» для выполнения образовательных, развивающих, воспитывающих, стимулирующих, коммуникативных функции. Ребенок в центре экспериментирования чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность, инициативу.

В центр экспериментирования входят материалы, которые распределены по разделам:

- природный материал (песок, глина, камни, ракушки, семена различных растений, почва разных видов и др.);

- разные виды бумаги, ткани, дерева, металла;

- красители (пищевые и непищевые);

- материалы для проведения опытов: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки, резиновые груши, мерные ёмкости; прочие материалы (зеркала, воздушные шары, лупы, магниты, воронки, компас и др.).

Центр экспериментирования стал любимым местом в группе, в котором может продолжаться детская игра в исследование. Здесь проявляется избирательность интересов ребенка: одного не оторвать от опытов с магнитами, другой увлечен взаимодействием с природным материалом, а третий экспериментирует с лупой. Игры в исследование, по моему мнению, способны перерасти в реальное творчество. И при этом вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, постоянно пополняю центр с учетом сезонных явлений, календарного планирования и интересов детей. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : режимные моменты («Мыльные пузыри», «Солнечный зайчик», игру («Угадай по запаху», «Чудесный мешочек», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы-фокусники», «Коробка с секретом», непосредственно образовательную деятельность («Невидимка-воздух», «Кляксография», «В королевстве бумаги», прогулку («Какая лужа высохнет быстрее?», «Почему птицы летают?», «Как согреть руки?», «Строим замок из песка»). Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - опыты. Их провожу как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и т. д. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Стараюсь закреплять, уточнять уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы: наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?».

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны, поэтому считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Дошкольное детство - это уникальный период человеческой жизни. Поэтому я, заботясь о каждом малыше, поддерживая в нём любознательность, воспитывая в нём доброту и искренность, ценю его право на самостоятельные открытия, личностное проявление и счастливое детство.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивейшая пора! Каждую осень мы с ребятишками ждём моменты листопадов. В этом году осень нам порадовала солнечными деньками, на.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация исследовательской деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 августа 2020 в 16:20
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация исследовательской деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кузнецова (УИ 706190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД